На этой пластинке вы услышите фрагменты торжественного концерта, который состоялся в Нью-Йоркском театре «Метрополитен-опера» 22 апреля 1972 года в честь Рудольфа Бинга. Этот концерт завершил 22-летний период директорства Р. Бинга, и ведущие солисты «Метрополитен» приняли участие в своеобразном чествовании своего руководителя, прощавшегося с театром.
Р. Бинг был одним из самых инициативных, опытных и эрудированных администраторов «Метрополитен» за всю, более чем 90-летнюю его историю. Художественный облик театра с достаточной определенностью сложился уже при предшественниках Бинга на посту директора «Метрополитен» — итальянском театральном деятеле Джулио Гатти-Казацца и известном канадском певце Эдуарде Джонсоне. Самой сильной стороной деятельности театра всегда был состав его солистов: афиши «Метрополитен» любители музыки не случайно называли «выставкой звезд мирового вокального искусства». Гораздо менее представительным в течение многих лет было музыкальное руководство спектаклями «Метрополитен». Так, за весь почти тридцатилетний период директорства Дж. Гатти-Казацца (1908—1935) с театром сотрудничало фактически всего два выдающихся дирижера, и то на протяжении короткого отрезка времени, — А. Тосканини (1908—1915) и Г. Малер (1908—1910). Положение вещей изменилось лишь при директорстве Э. Джонсона, когда в 40-е годы за дирижерским пультом театра появились Б. Вальтер, Дж. Сэлл, Ф. Райнер, Ф. Буш, Т. Бичем, Э. Лайнсдорф, Ф. Штидри и другие. Эту традицию развил и продолжил Р. Бинг, систематически приглашавший крупнейших дирижеров для подготовки спектаклей в «Метрополитен». Здесь необходимо отметить Д. Митропулоса, Ю. Орманди, Л. Сто-ковского, К. Бёма, Г. Шолти, Э. Ансермё, Г. Караяна, Л. Бернстайна, К. Аббадо, Л. Маазеля. Гораздо большее внимание, чем его предшественники, уделял Бинг и режиссуре (по традиции — слабому звену в работе «Метрополитен»), заручившись сотрудничеством таких крупных постановщиков, как Ф. Дзефирелли, Г. Реннерт, А. Эвердинг, Н. Меррилл, вследствие чего общий художественный уровень спектаклей театра заметно повысился.
Р. Бинту удалось добиться и существенного увеличения театрального сезона «Метрополитен». Если при Э. Джонсоне он составлял всего лишь 18 недель, то при Бинге театр стал работать уже 8 месяцев в году, т. е. почти столько же, сколько ведущие европейские оперные коллективы («Метрополитен» стал, таким образом, единственным оперным театром в США, работающим полный сезон). В период директорства Бинга значительно облегчился путь на сцену для молодых американских певцов, которые в прежние годы, чтобы получить приглашение в «Метрополитен», должны были завоевывать известность в Европе. Важно отметить и то, что именно при Бинге впервые в истории театра стали выступать на его сцене негритянские певцы, многие из которых составили славу современной вокальной американской культуры, — М, Андерсон, Л. Прайс, М. Арройо, Ш. Верретт, Г. Бамбри.
Программа торжественного вечера в значительной степени может характеризовать и художественные симпатии самого Р. Бинга, которые отданы творчеству Верди (за время его директорства в театре были осуществлены постановки 14 опер композитора), Моцарта, Пуччини, Рихарда Штрауса, Вагнера. Из русских опер в «Метрополитен» ставились за эти годы «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» Чайковского (две последние — после долгого перерыва) .
Участниками гала-концерта в честь Бинга были, главным образом, певцы, выдвинувшиеся в 50-х — 60-х годах. Среди «ветеранов», начавших свой артистический путь в театре еще до прихода Бинга, можно назвать Р. Такера, Р. Меррилла (последний пел в спектакле, которым начался период директорства Бинга, — «Дон Карлосе» Верди б ноября 1950 года) и Р. Резник. Именно она исполняет в гала-концерте своеобразное приветствие Бингу — «Всем нам нравится Бинг» — на музыку известных куплетов Орловского из «Летучей мыши»:
«Когда кто-либо из нас пытался вытребовать у Бинга
Особые привилегии и права,
Ссылаясь на свою известность,
Он неизменно говорил:
«Театр — это большая семья,
Здесь все—братья!»
Спросите у Сьепи, спросите у Прайс,
У Сазерленд и Кабалье,
Почему нам нравится Бинг,
И я вам отвечу:
«Потому, что во всем, что он делал,
Мы чувствовали горячую любовь к театру!»
Рудольф Бинг родился в Вене в 1902 году. Свою деятельность в качестве оперного и концертного администратора начал в Германии в 1928 году. После прихода к власти фашистов эмигрировал в Англию, где в течение 1934—1939 годов был руководителем известных Глейндборнских фестивалей, посвященных, главным образом, оперному творчеству Моцарта. Непосредственно перед вступлением в должность директора «Метрополитен» возглавлял художественный совет Эдинбургского фестиваля (1947—1949 гг.).
В. Т И М О X И Н