Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Как ни различны художественные образы камерно = вокальной музыки С. В. Рахманинова, им присуща общая черта — глубокая человечность. Человек с его богатым, противоречивым и бесконечно разнообразным миром мыслей, переживаний в первую очередь интересует Рахманинова = художника. Композитор обладает даром правдивого, проникновенного раскрытия этого мира и всегда стремится выразить его с предельной полнотой, ясностью. Ему свойственны сопоставления различных состояний. Обычно это внутренне беспокойный, возбужденно приподнятый пафос и светлая лирика, созерцательный покой.
Главная стилистическая особенность рахманиновсвой музыки — ее мелодическое начало. Оно было для Рахманинова всем в музыке — „ключом к человечнейшему в звуках". Вокальная мелодия его романсов отличается напевностью, широтой дыхания и одновременно декламационной чуткостью, свободой — она и „поет" и „говорит".
Другая характерная черта рахманиновской мелодии — длительные, порой напряженные эмоциональные подъемы, нарастания и постепенные спады — замирания после достигнутой кульминации.
Во многих камерно = вокальных сочинениях Рахманинова сказывается симфонизм, присущий его композиторскому мышлению. Огромная роль в романсах Рахманинова отводится фортепианной партии. Композитор превращает инструмент в равноправного участника ансамбля; фортепианная партия в некоторых его романсах носит блестящий концертный характер.
Исключительно „вокальные" по своей природе романсы Рахманинова привлекали и привлекают внимание многих крупных исполнителей — отечественных и зарубежных. Значительное место они занимают в концертном репертуаре советского певца С. Я. Лемешева (лирический тенор). По природе голоса С.Лемешев тяготеет к мелодической выразительности. Он, однако, не просто „красиво" поет, а стремится к логическому чтению музыкальной фразы, подчиняет вокально = технические средства раскрытию художественного образа. В исполнении С. Лемешева нашли воплощение состояния рахманиновских камерно = вокальных сочинений: светлая, созерцательная лирика — „Сирень", „Островок", „Здесь хорошо", „Ночь печальна"; лирика возбужденная, радостная — „Весенние воды" — и задушевно = проникновенная, подернутая дымкой светлой грусти — „Не пой, красавица, при мне".
Драматической выразительности потребовало исполнение романсов, воплощающих настроение тоски, одиночества, раскрывающих образ мятущегося, страстно протестующего человека: „Отрывок из Мюссе", „Я опять одинок", „Как мне больно"; интонационного разнообразия, вкуса и тонкого чувства стиля — поздние романсы композитора, написанные на стихи поэтов — символистов: „Крысолов" (сл. В. Брюсова), „Ветер перелетный" (сл. К. Бальмонта).
Романсы С. Рахманинова в творческой интерпретации С. Лемешева и Н. Вальтера (ф-но), записанные на данную пластинку, одна из интереснейших страниц советского исполнительского искусства.

Внешторгиздат. Заказ № 00651