1 день
О сайте12 2 | Д 010337-8 1962 |
С. Лемешев. С. Рахманинов - Романсы сторона 1 01.Не пой, красавица (С.Рахманинов) 02.На смерть чижика (С.Рахманинов) 03.Я был у ней (С.Рахманинов) 04.Крысолов (С.Рахманинов – В.Брюсов) 05.Ветер перелётный (С.Рахманинов – К.Бальмонт) 06.Давно в любви (С.Рахманинов) 07.Ночь печальна (С.Рахманинов) 08.Как мне больно (С.Рахманинов) сторона 2 09.В молчаньи ночи тайной (С.Рахманинов) 10.Сон (С.Рахманинов) 11.Сирень (С.Рахманинов) 12.Они отвечали (С.Рахманинов) 13.Вчера мы встретились (С.Рахманинов) 14.Я опять одинок (С.Рахманинов) 15.Островок (С.Рахманинов) 16.Отрывок из А.Мюссе (С.Рахманинов) 17.Здесь хорошо (С.Рахманинов) 18.Весенние воды (С.Рахманинов) Н.Вальтер (ф-но) |
Как ни различны художественные образы камерно = вокальной музыки С. В. Рахманинова, им присуща общая черта — глубокая человечность. Человек с его богатым, противоречивым и бесконечно разнообразным миром мыслей, переживаний в первую очередь интересует Рахманинова = художника. Композитор обладает даром правдивого, проникновенного раскрытия этого мира и всегда стремится выразить его с предельной полнотой, ясностью. Ему свойственны сопоставления различных состояний. Обычно это внутренне беспокойный, возбужденно приподнятый пафос и светлая лирика, созерцательный покой. Главная стилистическая особенность рахманиновсвой музыки — ее мелодическое начало. Оно было для Рахманинова всем в музыке — „ключом к человечнейшему в звуках". Вокальная мелодия его романсов отличается напевностью, широтой дыхания и одновременно декламационной чуткостью, свободой — она и „поет" и „говорит". Другая характерная черта рахманиновской мелодии — длительные, порой напряженные эмоциональные подъемы, нарастания и постепенные спады — замирания после достигнутой кульминации. Во многих камерно = вокальных сочинениях Рахманинова сказывается симфонизм, присущий его композиторскому мышлению. Огромная роль в романсах Рахманинова отводится фортепианной партии. Композитор превращает инструмент в равноправного участника ансамбля; фортепианная партия в некоторых его романсах носит блестящий концертный характер. Исключительно „вокальные" по своей природе романсы Рахманинова привлекали и привлекают внимание многих крупных исполнителей — отечественных и зарубежных. Значительное место они занимают в концертном репертуаре советского певца С. Я. Лемешева (лирический тенор). По природе голоса С.Лемешев тяготеет к мелодической выразительности. Он, однако, не просто „красиво" поет, а стремится к логическому чтению музыкальной фразы, подчиняет вокально = технические средства раскрытию художественного образа. В исполнении С. Лемешева нашли воплощение состояния рахманиновских камерно = вокальных сочинений: светлая, созерцательная лирика — „Сирень", „Островок", „Здесь хорошо", „Ночь печальна"; лирика возбужденная, радостная — „Весенние воды" — и задушевно = проникновенная, подернутая дымкой светлой грусти — „Не пой, красавица, при мне". Драматической выразительности потребовало исполнение романсов, воплощающих настроение тоски, одиночества, раскрывающих образ мятущегося, страстно протестующего человека: „Отрывок из Мюссе", „Я опять одинок", „Как мне больно"; интонационного разнообразия, вкуса и тонкого чувства стиля — поздние романсы композитора, написанные на стихи поэтов — символистов: „Крысолов" (сл. В. Брюсова), „Ветер перелетный" (сл. К. Бальмонта). Романсы С. Рахманинова в творческой интерпретации С. Лемешева и Н. Вальтера (ф-но), записанные на данную пластинку, одна из интереснейших страниц советского исполнительского искусства. Внешторгиздат. Заказ № 00651 |