В истории французской вокальной культуры нашего столетия Жорж Тиль занимает одно из первых мест. Критики называют его преемником прославленных французских теноров прошлого — Адольфа Нурри, Жильбера Дюпре, Эдмона Клемана, Леона Эскалаиса, Шарля Дальморэ. В голосе Тиля, как писал один из рецензентов, соединились «удивительная яркость тона, итальянский блеск и искристость звука с подлинно французской мягкостью и колористической утонченностью вокальной фразы». В искусстве артиста увлекали темперамент, непосредственность сценического переживания. Популярность Жоржа Тиля была огромной; он был известным оперным и камерным певцом, снимался в музыкальных кинофильмах, много записывался на грампластинки. Его репертуар охватывал более пятидесяти оперных партий. Ближе всего артисту были роли романтического, поэтического склада, в которых особенно впечатляла гармония вокальных, сценических и внешних данных певца.
Жорж Тиль родился 14 декабря 1897 года в Париже. Многие знаменитые арии он выучил еще подростком, дома по пластинкам. В 1916 году был призван на военную службу. После окончания первой мировой войны Тиль поступил в Парижскую консерваторию, а затем в течение двух лет совершенствовал свое вокальное мастерство в Неаполе под руководством знаменитого итальянского певца Фернандо де Лючия. Выдающийся мастер сразу же распознал большое дарование ученика. «Тиль — истинный представитель моей школы, — говорил де Лючия. — Я уверен, что он стоит на пороге большой карьеры». Это предвидение полностью подтвердилось. В феврале 1924 года Тилй дебютировал на сцене парижского театра «Гранд опера». Поначалу он пел эпизодические партии, а в сентябре того же года выступил в роли Герцога в «Риголетто» Верди с огромным успехом. Вскоре после этого он с блеском спел партию Фауста в одноименной опере Гуно, в следующем сезоне — Иоанна в «Иродиаде» Массив и Радамеса в «Аиде» Верди. За чрезвычайно короткий срок — всего три-четыре года — Жорж Тиль выдвинулся в число наиболее ярких представителей французской вокальной культуры. В 1926 году артист исполнил на сцене «Гранд опера» две такие полярные по художественной направленности роли, как Альфред в «Травиате» Верди и Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера. Один из рецензентов писал, что трудно было поначалу предположить, что обе эти партии исполняет один и тот же певец. В опере Верди он покорял легкостью, полетностью, пластичностью голоса, его вокализация пленяла мягкостью, порой даже изысканностью красок. Образ Лоэнгрина в целом тоже был решен певцом в лирическом плане, но голос звучал совсем по-другому — гораздо более насыщенно, ярко, сочно, с металлическим блеском.
Основу репертуара Жоржа Тиля составляли оперы французских, итальянских и немецких композиторов. В галерее созданных им «французских» образов особенно выделяются Вертер, де Грие («Вертер» и «Манон» Массне), Фауст (одноименная опера Гуно), Жюльен («Луиза» Шарпантье), Самсон («Самсон и Дали-ла» Сен-Санса), Эней («Троянцы» Берлиоза). Среди «итальянских» работ Тиля следует отметить партии Калафа (он был участником французской премьеры «Турандот» Пуччини в 1928 году), Шенье («Андре Шенье» Джордано), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Ка-варадосси и Джонсона («Тоска» и «Девушка с Запада» Пуччини). Как вагнеровский певец Тиль является наследником известного французского певца Поля Франца (1876— 1950). Он выступал в партиях Лоэнгрина, Тангейзера, Вальтера и Парсифаля. В оперном репертуаре артиста были и малоизвестные, редкозвучащие произведения, такие, как «Эсклармонда» Массне, «Фра Джерар-до» Пиццетти, «Маруф» Анри Рабо, «Пророк» Мейербера.
Расцвет исполнительской деятельности Жоржа Тиля приходится на конец 20-х — середину 30-х годов. С большим успехом он гастролировал во многих странах мира — пел в миланском театре «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен опера», буэнос-айрес-ском «Колон», лондонском «Ковент-Гарден», Венской государственной опере, барселонском театре «Лисео», Стокгольмском оперном театре. В 1933 году Тиль гастролировал в нашей стране.
Обширным бь1л концертный репертуар певца. Он участвовал в исполнении кантат Баха, что являлось в ту пору большой редкостью для оперного тенора, пел песни и романсы Шуберта, Шумана, Листа и, конечно, французских композиторов — Гуно, Бизе, Массне, Мессаже, обращался и к произведениям классиков оперетты, охотно исполнял популярные песни современных французских авторов.
В 1940 году Тиль в последний раз выступил на сцене «Гранд опера» (в опере «Самсон и Далила»), а в 1953 году простился с оперным театром, исполнив партию Канио в Парижской Комической опере. Выдающийся певец скончался в Париже 16 октября 1984 года.
Записи, включенные в эту пластинку, достаточно ярко характеризуют Жоржа Тиля, его индивидуальную творческую манеру, особенности его исполнительского почерка.
В. Тимохин