6 дней
О сайте3 2 | М10 47005 005 1986 |
1. Ария Адмета («Альцеста», 2 д. – К. В. Глюк); 2. Ария Пилада («Ифигения в Тавриде», 2 д. - К. В. Глюк); 3. Речитатив и ария Иосифа («Иосиф», 1 д. - З. А. Мегюль); 4. Речитатив и ария Альманзора («Абенсерахи», 2 д. - Л. Керубини); 5. Ария Фауста («Осуждение Фауста» - Г. Берлиоз); 6. Рассказ Лоэнгрииа («Лоэнгрин», 3 д. - Р. Вагнер); 7. Ария Ромео («Ромео и Джульетта», 2 д. - Ш. Гуно); 8. Ария Хозе («Кармен», 2 д. - Ж. Бизе); 9. Ария Джеральда («Лакме», 1 д. - Л. Делиб); 10. Ария Вертера («Вертер», 2 д. - Ж. Массне); 11. Импровизация Шенье («Андре Шенье», 1 д. - У. Джордано); 12. Ария Калафа («Турандот», 3 д. - Дж. Пуччини). На французском (1-10) и итальянском (11, 12) яз. Орк. Парижской Комической оперы / Э. Биго (1-4, 6, 9, 11, 12). Парижский симф. орк. / Ф. Гобер (5, 7, 8, 10). Записи 1927-1935 гг. Пластинка из серии «Музыкальное наследие. Исполнительское искусство» |
В истории французской вокальной культуры нашего столетия Жорж Тиль занимает одно из первых мест. Критики называют его преемником прославленных французских теноров прошлого — Адольфа Нурри, Жильбера Дюпре, Эдмона Клемана, Леона Эскалаиса, Шарля Дальморэ. В голосе Тиля, как писал один из рецензентов, соединились «удивительная яркость тона, итальянский блеск и искристость звука с подлинно французской мягкостью и колористической утонченностью вокальной фразы». В искусстве артиста увлекали темперамент, непосредственность сценического переживания. Популярность Жоржа Тиля была огромной; он был известным оперным и камерным певцом, снимался в музыкальных кинофильмах, много записывался на грампластинки. Его репертуар охватывал более пятидесяти оперных партий. Ближе всего артисту были роли романтического, поэтического склада, в которых особенно впечатляла гармония вокальных, сценических и внешних данных певца. Жорж Тиль родился 14 декабря 1897 года в Париже. Многие знаменитые арии он выучил еще подростком, дома по пластинкам. В 1916 году был призван на военную службу. После окончания первой мировой войны Тиль поступил в Парижскую консерваторию, а затем в течение двух лет совершенствовал свое вокальное мастерство в Неаполе под руководством знаменитого итальянского певца Фернандо де Лючия. Выдающийся мастер сразу же распознал большое дарование ученика. «Тиль — истинный представитель моей школы, — говорил де Лючия. — Я уверен, что он стоит на пороге большой карьеры». Это предвидение полностью подтвердилось. В феврале 1924 года Тилй дебютировал на сцене парижского театра «Гранд опера». Поначалу он пел эпизодические партии, а в сентябре того же года выступил в роли Герцога в «Риголетто» Верди с огромным успехом. Вскоре после этого он с блеском спел партию Фауста в одноименной опере Гуно, в следующем сезоне — Иоанна в «Иродиаде» Массив и Радамеса в «Аиде» Верди. За чрезвычайно короткий срок — всего три-четыре года — Жорж Тиль выдвинулся в число наиболее ярких представителей французской вокальной культуры. В 1926 году артист исполнил на сцене «Гранд опера» две такие полярные по художественной направленности роли, как Альфред в «Травиате» Верди и Лоэнгрин в одноименной опере Вагнера. Один из рецензентов писал, что трудно было поначалу предположить, что обе эти партии исполняет один и тот же певец. В опере Верди он покорял легкостью, полетностью, пластичностью голоса, его вокализация пленяла мягкостью, порой даже изысканностью красок. Образ Лоэнгрина в целом тоже был решен певцом в лирическом плане, но голос звучал совсем по-другому — гораздо более насыщенно, ярко, сочно, с металлическим блеском. Основу репертуара Жоржа Тиля составляли оперы французских, итальянских и немецких композиторов. В галерее созданных им «французских» образов особенно выделяются Вертер, де Грие («Вертер» и «Манон» Массне), Фауст (одноименная опера Гуно), Жюльен («Луиза» Шарпантье), Самсон («Самсон и Дали-ла» Сен-Санса), Эней («Троянцы» Берлиоза). Среди «итальянских» работ Тиля следует отметить партии Калафа (он был участником французской премьеры «Турандот» Пуччини в 1928 году), Шенье («Андре Шенье» Джордано), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Ка-варадосси и Джонсона («Тоска» и «Девушка с Запада» Пуччини). Как вагнеровский певец Тиль является наследником известного французского певца Поля Франца (1876— 1950). Он выступал в партиях Лоэнгрина, Тангейзера, Вальтера и Парсифаля. В оперном репертуаре артиста были и малоизвестные, редкозвучащие произведения, такие, как «Эсклармонда» Массне, «Фра Джерар-до» Пиццетти, «Маруф» Анри Рабо, «Пророк» Мейербера. Расцвет исполнительской деятельности Жоржа Тиля приходится на конец 20-х — середину 30-х годов. С большим успехом он гастролировал во многих странах мира — пел в миланском театре «Ла Скала», нью-йоркской «Метрополитен опера», буэнос-айрес-ском «Колон», лондонском «Ковент-Гарден», Венской государственной опере, барселонском театре «Лисео», Стокгольмском оперном театре. В 1933 году Тиль гастролировал в нашей стране. Обширным бь1л концертный репертуар певца. Он участвовал в исполнении кантат Баха, что являлось в ту пору большой редкостью для оперного тенора, пел песни и романсы Шуберта, Шумана, Листа и, конечно, французских композиторов — Гуно, Бизе, Массне, Мессаже, обращался и к произведениям классиков оперетты, охотно исполнял популярные песни современных французских авторов. В 1940 году Тиль в последний раз выступил на сцене «Гранд опера» (в опере «Самсон и Далила»), а в 1953 году простился с оперным театром, исполнив партию Канио в Парижской Комической опере. Выдающийся певец скончался в Париже 16 октября 1984 года. Записи, включенные в эту пластинку, достаточно ярко характеризуют Жоржа Тиля, его индивидуальную творческую манеру, особенности его исполнительского почерка. В. Тимохин |