Пласидо Доминго родился в Мадриде 21 января 1941 года. Его мать — Пепита Эмбиль и отец — Пласидо Доминго Ферер были известными исполнителями в жанре «сарсуэлы» — комедии с пением, танцами и разговорными диалогами. Пепиту Эмбиль называли «Королевой сарсуэлы», и многие композиторы писали свои произведения специально для нее. В 1950 году родители переехали в Мексику; они с успехом гастролировали во многих латиноамериканских странах, а затем организовали собственную труппу в Мехико. Пласидо с раннего детства вошел в мир музыки. В восемь лет он уже выступал перед публикой как пианист, позднее увлекся пением, мечтал о карьере дирижера и брал уроки в Национальной консерватории у Игоря Маркевича. В шестнадцатилетнем возрасте Доминго впервые выступил в труппе своих родителей как певец; в театре сарсуэлы он провел несколько спектаклей и как дирижер. По совету одного из друзей юноша, без особой уверенности в успехе, пошел на прослушивание в Национальный оперный театр Мехико. Голос и исполнительская манера Пласидо произвели хорошее впечатление, и Доминго был принят в театр. Начал петь он как баритон, но вскоре перешел на теноровые роли. Первыми крупными работами молодого певца были Альфред в «Травиате» и Каварадосси в «Тоске».
Широкая известность пришла к Доминго во второй половине 60-х годов. Летом 1966 года он с триумфом спел в Мехико партии Каварадосси и Гофмана («Сказки_Гофмана» Оффенбаха), а осенью того же года стал солистом Нью-Йоркского городского оперного театра. В этом коллективе сформировалось дарование целого ряда замечательных певцов. К ним можно отнести и Пласидо Доминго. В течение нескольких сезонов артист исполнил на сцене Городской оперы такие ведущие партии, как Рудольф в «Богеме», Пинкертон в «Мадам Баттерфляй», Дон Оттавио в «Дон Жуане», Канио в «Паяцах», Хозе в «Кармен», Гофман в «Сказках Гофмана», Альфред в «Травиате».
В сезоне 1967/68 года Доминго впервые выступил в Европе. Он пел на сцене Венской государственной оперы (Дон Карлос в одноименной опере Верди), западноберлинского театра «Дойче опер» (Ричард в «Бале-маскараде»), Гамбургского оперного театра (Каварадосси и Лоэнгрин).
В 1968 году артист получил приглашение от дирекции нью-йоркской «Метрополитен опера». Первый же сезон здесь оказался для певца весьма плодотворным. После дебюта в опере Чилеа «Адриенна Лекуврер» (заглавную роль исполняла Рената Тебальди) Доминго исполнил еще восемь партий — Манрико («Трубадур»), Герцога («Риголетто»), Дона Карлоса («Дон Карлос»), Габриэле («Симон Бокканег-ра»), Рудольфа («Богема»), Каварадосси («Тоска»), Калафа («Турандот»), Хозе («Кармен»). Итальянская и французская оперная классика составили основу его репертуара и в последующие годы.
В октябре 1970 года Доминго выступил в «Бале-маскараде» Верди в ансамбле с прославленной испанской певицей Монтсеррат Кабалье. Впоследствии их дуэт приобрел широкую известность благодаря грампластинкам. С участием этих певцов записаны «Норма» Беллини, «Аида», «Дон Карлос», «Жанна дАрк» Верди, «Манон Леско» и «Богема» Пуччини, «Мефистофель» Бойто, «Паяцы» Леонкавалло.
С начала 70-х годов Доминго систематически поет в спектаклях «Метрополитен опера», лондонского театра «Ковент-Гарден», миланского «Ла Скала», парижской «Гранд опера», Гамбургской государственной оперы, фестиваля «Веронская арена». Он выступает и с другими оперными труппами, в частности в Пьяченце, Турине (здесь он в ноябре 1974 года впервые спел партию Дика Джонсона в «Девушке с запада» Пуччини), Барселоне, Мадриде, Марселе.
Сезон 1969/70 года в миланском театре «Ла Скала» открылся оперой Верди «Эрнани», в которой Доминго исполнил заглавную роль. В дальнейшем он спел здесь многие партии: Дона Карлоса (1970), Ра-дамеса (1972) — рецензенты писали, что «в лице Доминго итальянская сцена имеет лучшего современного исполнителя этой партии», Кава-радосси, Хозе (1974), Отелло (открытие сезона 1976/77 года).
На сцене театра «Ковент-Гарден» певец гастролировал впервые в декабре 1971 года («Тоска»), В июле 1973 года он выступил здесь в роли Хозе (опера «Кармен» давалась в первоначальной авторской редакции с разговорными диалогами, дирижировал Георг Шолти), в январе 1974 года — Радамеса. Интересен отзыв критика на это исполнение: «Доминго пел блестяще и создал настоящий героический характер. Хотя его нельзя назвать драматическим тенором типа Марти-нелли или Дель Монако, тем не менее у певца есть и металл, и сила в голосе для драматических эпизодов. Что же касается заключительного дуэта с Аидой, то голос Доминго звучал здесь совершенно магически».
8 июня 1974 года Пласидо Доминго в партии Каварадосси впервые услышали и москвичи. Это было в дни гастролей «Ла Скала» на сцене Большого театра СССР.
Доминго — великолепный певец с мягким, сочным, полетным голосом. Поет очень музыкально — никакой форсировки, игры на публику, аффектации чувств. С первого же выхода на сцену он покорил аудиторию непосредственностью, искренностью сценического поведения. На сцене был мужественный человек, страстно влюбленный в жизнь, горячий, порывистый в своих чувствах герой оперы Пуччини. Голос Доминго не поражал особенной силой или яркостью. Но, слушая его, аудитория лишний раз могла убедиться в том, что понятие «выдающийся певец» включает в себя многие компоненты, в ряду которых физическая сила звучания голоса занимает далеко не ведущее место. Доминго выражал чувства героя, и в его голосе было все — теплота, нежность, страсть, поэзия.
Огромное впечатление произвела высокая вокальная культура певца. Веристская опера подчас толкает исполнителей на преувеличенность экспрессии, неоправданные акцентировки отдельных фраз и слов, отчего мелодическая линия становится излишне напряженной, изломанной. Доминго пел с покоряющей свободой и простотой, удивительно естественно и опять-таки в высшей степени музыкально. Мелодика вокальной речи Пуччини представала в таком исполнении во всей своей лирической красоте. Нельзя не сказать и об очень выразительной сценической внешности певца: высокий рост, импозантная фигура атлета, красивое лицо с глубокими темными глазами — настоящий романтический герой!
Пласидо Доминго находится в расцвете своего дарования. Любители музыки видят в нем продолжателя замечательных традиций выдающихся теноров прошлого, артиста, творчески обогащающего наследие своих предшественников, яркого представителя вокальной культуры нашего времени.
В. Тимохин