4 дня
О сайте5 6 | С10—17517-18 1982, дата записи: 1969-1972 |
Сторона 1 Г. Доницетти Сцена Эдгара («Лючия ди Ламмермур», 1 д.)—7.45 Дж. Мейербер Ария и кабалетта Васко да Гама («Африканка», 4 д.) — 7.44 Дж. Верди Сцена и ария Габриэле Адорно («Симон Бокканегра», 2 д.) — 5.16 Ж. Массне Ария Родриго («Сид», 3 д.) — 5.09 На итальянском (1—3) и французском (4) языках Сторона 2 Дж. Пуччини Ария Роберто («Виллисы», 2 д.) — 5.31 Две арии Дика Джонсона («Девушка с Запада», 2 и 3 д.) — 3.54; 2.28 Ария Калафа («Турандот», 1 д.) — 2.22 П. Масканьи Прощание Туридду («Сельская честь») —4.10 Ф. Чилеа Плач Федерико («Арлезианка», 2 д.) — 4.49 У. Джордано Ария Лориса («Федора», 1 д.) — 2.06 На итальянском языке Оркестр Немецкой оперы (Западный Берлин). Дирижер Нелло Санти (1, 9, 11) Лондонский симфонический оркестр. Дирижер Нелло Санти (2, 4, 7, 10) Лондонский королевский филармонический оркестр. Дирижер Эдвард Дауне (3, 5) Лондонский оркестр «Нью Филармония». Дирижер Нелло Санти (6, 8) Реставратор Е. Дойникова. Редактор П. Грюнберг. Художник Б. Белов Пластинка из серии "Из сокровищницы мирового исполнительского искусства (вокалисты)". Московский Опытный Завод «Грамзапись» |
Пласидо Доминго родился в Мадриде 21 января 1941 года. Его мать — Пепита Эмбиль и отец — Пласидо Доминго Ферер были известными исполнителями в жанре «сарсуэлы» — комедии с пением, танцами и разговорными диалогами. Пепиту Эмбиль называли «Королевой сарсуэлы», и многие композиторы писали свои произведения специально для нее. В 1950 году родители переехали в Мексику; они с успехом гастролировали во многих латиноамериканских странах, а затем организовали собственную труппу в Мехико. Пласидо с раннего детства вошел в мир музыки. В восемь лет он уже выступал перед публикой как пианист, позднее увлекся пением, мечтал о карьере дирижера и брал уроки в Национальной консерватории у Игоря Маркевича. В шестнадцатилетнем возрасте Доминго впервые выступил в труппе своих родителей как певец; в театре сарсуэлы он провел несколько спектаклей и как дирижер. По совету одного из друзей юноша, без особой уверенности в успехе, пошел на прослушивание в Национальный оперный театр Мехико. Голос и исполнительская манера Пласидо произвели хорошее впечатление, и Доминго был принят в театр. Начал петь он как баритон, но вскоре перешел на теноровые роли. Первыми крупными работами молодого певца были Альфред в «Травиате» и Каварадосси в «Тоске». Широкая известность пришла к Доминго во второй половине 60-х годов. Летом 1966 года он с триумфом спел в Мехико партии Каварадосси и Гофмана («Сказки_Гофмана» Оффенбаха), а осенью того же года стал солистом Нью-Йоркского городского оперного театра. В этом коллективе сформировалось дарование целого ряда замечательных певцов. К ним можно отнести и Пласидо Доминго. В течение нескольких сезонов артист исполнил на сцене Городской оперы такие ведущие партии, как Рудольф в «Богеме», Пинкертон в «Мадам Баттерфляй», Дон Оттавио в «Дон Жуане», Канио в «Паяцах», Хозе в «Кармен», Гофман в «Сказках Гофмана», Альфред в «Травиате». В сезоне 1967/68 года Доминго впервые выступил в Европе. Он пел на сцене Венской государственной оперы (Дон Карлос в одноименной опере Верди), западноберлинского театра «Дойче опер» (Ричард в «Бале-маскараде»), Гамбургского оперного театра (Каварадосси и Лоэнгрин). В 1968 году артист получил приглашение от дирекции нью-йоркской «Метрополитен опера». Первый же сезон здесь оказался для певца весьма плодотворным. После дебюта в опере Чилеа «Адриенна Лекуврер» (заглавную роль исполняла Рената Тебальди) Доминго исполнил еще восемь партий — Манрико («Трубадур»), Герцога («Риголетто»), Дона Карлоса («Дон Карлос»), Габриэле («Симон Бокканег-ра»), Рудольфа («Богема»), Каварадосси («Тоска»), Калафа («Турандот»), Хозе («Кармен»). Итальянская и французская оперная классика составили основу его репертуара и в последующие годы. В октябре 1970 года Доминго выступил в «Бале-маскараде» Верди в ансамбле с прославленной испанской певицей Монтсеррат Кабалье. Впоследствии их дуэт приобрел широкую известность благодаря грампластинкам. С участием этих певцов записаны «Норма» Беллини, «Аида», «Дон Карлос», «Жанна дАрк» Верди, «Манон Леско» и «Богема» Пуччини, «Мефистофель» Бойто, «Паяцы» Леонкавалло. С начала 70-х годов Доминго систематически поет в спектаклях «Метрополитен опера», лондонского театра «Ковент-Гарден», миланского «Ла Скала», парижской «Гранд опера», Гамбургской государственной оперы, фестиваля «Веронская арена». Он выступает и с другими оперными труппами, в частности в Пьяченце, Турине (здесь он в ноябре 1974 года впервые спел партию Дика Джонсона в «Девушке с запада» Пуччини), Барселоне, Мадриде, Марселе. Сезон 1969/70 года в миланском театре «Ла Скала» открылся оперой Верди «Эрнани», в которой Доминго исполнил заглавную роль. В дальнейшем он спел здесь многие партии: Дона Карлоса (1970), Ра-дамеса (1972) — рецензенты писали, что «в лице Доминго итальянская сцена имеет лучшего современного исполнителя этой партии», Кава-радосси, Хозе (1974), Отелло (открытие сезона 1976/77 года). На сцене театра «Ковент-Гарден» певец гастролировал впервые в декабре 1971 года («Тоска»), В июле 1973 года он выступил здесь в роли Хозе (опера «Кармен» давалась в первоначальной авторской редакции с разговорными диалогами, дирижировал Георг Шолти), в январе 1974 года — Радамеса. Интересен отзыв критика на это исполнение: «Доминго пел блестяще и создал настоящий героический характер. Хотя его нельзя назвать драматическим тенором типа Марти-нелли или Дель Монако, тем не менее у певца есть и металл, и сила в голосе для драматических эпизодов. Что же касается заключительного дуэта с Аидой, то голос Доминго звучал здесь совершенно магически». 8 июня 1974 года Пласидо Доминго в партии Каварадосси впервые услышали и москвичи. Это было в дни гастролей «Ла Скала» на сцене Большого театра СССР. Доминго — великолепный певец с мягким, сочным, полетным голосом. Поет очень музыкально — никакой форсировки, игры на публику, аффектации чувств. С первого же выхода на сцену он покорил аудиторию непосредственностью, искренностью сценического поведения. На сцене был мужественный человек, страстно влюбленный в жизнь, горячий, порывистый в своих чувствах герой оперы Пуччини. Голос Доминго не поражал особенной силой или яркостью. Но, слушая его, аудитория лишний раз могла убедиться в том, что понятие «выдающийся певец» включает в себя многие компоненты, в ряду которых физическая сила звучания голоса занимает далеко не ведущее место. Доминго выражал чувства героя, и в его голосе было все — теплота, нежность, страсть, поэзия. Огромное впечатление произвела высокая вокальная культура певца. Веристская опера подчас толкает исполнителей на преувеличенность экспрессии, неоправданные акцентировки отдельных фраз и слов, отчего мелодическая линия становится излишне напряженной, изломанной. Доминго пел с покоряющей свободой и простотой, удивительно естественно и опять-таки в высшей степени музыкально. Мелодика вокальной речи Пуччини представала в таком исполнении во всей своей лирической красоте. Нельзя не сказать и об очень выразительной сценической внешности певца: высокий рост, импозантная фигура атлета, красивое лицо с глубокими темными глазами — настоящий романтический герой! Пласидо Доминго находится в расцвете своего дарования. Любители музыки видят в нем продолжателя замечательных традиций выдающихся теноров прошлого, артиста, творчески обогащающего наследие своих предшественников, яркого представителя вокальной культуры нашего времени. В. Тимохин |