Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Евгения Лисицина — рижская органистка, солистка Латвийской государственной филармонии. Она получила начальное музыкальное образование в Свердловской музыкальной десятилетке, затем занималась в Ленинградской консерватории в фортепианном классе профессора Нильсена и в классе органа у профессора Браудо. С 1965 по 1968 год продолжала образование как органистка в Рижской консерватории у профессора Ванадзиня
Концертная деятельность Е. Лисициной началась еще в студенческие годы. С тех пор она систематически выступает с сольными программами в Домском концертном зале, гастролирует по Советскому Союзу и за рубежом (Англия, Польша, Финляндия).
*
Токката и фуга ми бемоль мажор написана молодым латышским композитором Ромуальдсом Ермаксом.
По своему объему, по содержанию и способу изложения токката звучит скорее как свободно построенная прелюдия к фуге.
Двухтемная фуга написана в классических традициях, освеженных, однако, некоторыми интересными гармоническими находками.
*
Пассакалия до минор (В. 582)—одно из наиболее ярких, значительных и эмоционально насыщенных произведений И. С. Баха—создана в 1717 году в Веймаре.
«Пассакалия» — название старинного трехдольного испанского танца. Истоки этой инструментальной формы восходят к творчеству многих композиторов добаховской эпохи, и, прежде всего, к старшему современнику Баха —Д. Букстехуде (1637—1707).
В композиции до минорной Пассакалии Баха, несомненно, сказалось влияние Букстехуде. Оно выразилось и в соединении Пассакалии с фугой, ставшей кульминацией драматического развития произведения.
Классическая вариационная форма пассакалии основана на остинатном повторении темы в басу.
Баховская Пассакалия несет в себе и элементы другого старинного танца— чаконы, характерной вариационным развитием темы одновременно и в верхних голосах.
Едва ли не самым решающим моментом исполнения Пассакалии является искусство регистровки: соблюдение цельности общей динамической линии при разнообразии и характерности звуковой окраски каждой из двадцати вариаций.
Тема в басу (проходящая в педали) обычно интонируется основными регистрами органа, копулированными (соединенными) с педалью.
В первых же вариациях (pianissimo) начинается постепенное динамическое и тематическое развитие.
Напряженность звучания последних вариаций разрешается в большой. сложной фуге.
*
Двухчастная Кантата на текст Франка «Herz und Mund, und Tat, und Leben» написана И. С. Бахом в 1716 году для исполнения на рождественских торжествах.
Каждая из частей кантаты завершается одним и тем же хоралом. Задушевно-интимный, лирический характер этого хорала, как, впрочем, и всей кантаты, проявляется уже в самом изложении голосов. На фоне pianissimo баса в педали и размеренных триолей сопровождения звучит мягкая и проникновенная мелодия основного голоса — cantus firmus.
Переложение для органа Р. Хилла сохраняет всю прелесть оригинального звучания хорала — как вокальных партий, так и изумительного по тонкости инструментального сопровождения.
*
Органная фантазия фа минор (К. 603) создана Моцартом в 1791 году, незадолго до смерти. Музыка фантазии глубоко драматична. Драматизм этот проявляется уже во вступлении первой части — Allegro, затем Maestoso — в напряженном звучании органа, в определенности острого ритмичного рисунка.
Постепенное снижение звучности приводит к meno forte небольшого фугированного раздела, с темой энергического склада. Драматическая разработка музыкального материала вступления завершает первую часть.
Вторая часть (Andante), прозрачная, изящная, требует легкой и тонкой регистровки. В дальнейшем основная тема подвергается вариационной разработке.
Очарование моцартовской орнаментики подчеркивается разнообразием звукового колорита, яркостью сольных голосов.
Последняя часть возвращается к темпу и звучности вступления, а затем к монументальной контрапунктически сложной разработке темы фуги. Сильное динамическое нарастание завершается fortissimo финального эпизода.
*
Характер творчества немецкого композитора, пианиста и органиста Макса Регера (1873—1916) определяет несомненную его принадлежность к направлению неоклассицизма.
В отличие от тех принципов, которые нес в себе господствующий в те времена импрессионизм, Регер подчиняет проявления своей художественной индивидуальности классическим нормам — как в голосоведении, так и в логике гармонического развития.
Неоклассицизм Регера сформировался из своеобразного синтеза влияний Вагнера и Брамса (на раннем этапе), Баха и Бетховена. В многочисленных инструментальных произведениях Регера обнаруживается эмоциональная выразительность, богатство мелодической фантазии, редкая гармоническая изобретательность и совершенство контрапунктической техники.
Однако под покровом сложной полифонии, суровости и сдержанности таится романтическая страстность «светлых и благородных порывов души» (В. Каратыгин).
Именно таковы записанные на пластинку Интродукция и пассакалия ре минор.
Небольшая интродукция, эмоционально насыщенная, помпезная, эффектно контрастирует с созерцательно-величавым характером темы пассакалии.
С наибольшей силой блистательное полифоническое мастерство Регера проявляется именно в вариационной форме пассакалии.
Неуклонное усложнение и насыщение фактуры изложения определяет единую линию динамического развития пассакалии — от pianissimo до fortissimo.
Тема в педали (в басу) остается неизменной. Некоторое ритмическое разнообразие в ней появляется лишь дважды перед последним ее проведением.
Модуляция заключительных тактов Adagio, звучащего на полностью открытом органе (organo pleno), приводит из ре минора в светлый ре мажор, которым и заканчивается пассакалия.
К.ЧЕБОТАРЕВСКАЯ