6 дней
О сайте25 7 | СМ 03287-8 1972 |
P. ЕРМАКС (p. 1931) Токката и фуга ми бемоль мажор И. С. БАХ (1685—1750) ПАССАКАЛИЯ ДО МИНОР, В. 582 ХОРАЛ ИЗ КАНТАТЫ № 147 СОЛЬ МАЖОР «Jesus Bleibet meine Freude» ПЕРЕЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ОРГАНА Р. ХИЛЛА В. А. МОЦАРТ (1756-1791) Фантазия фа минор, К.608 М. РЕГЕР (1873—1916) Интродукция и пассакалия ре минор Ассистент ЯНИС ГАУЯ ЗАПИСАНО В ДОМСКОМ КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ, г. РИГА моно Д 029271-2 |
СМ-03287-8. Евгения Лисицина, орган 01 01.Токката и фуга ми бемоль мажор (Р.Ермакс) 02.Пассакалия до минор, В.582 (И.С.Бах) 03.Хорал из кантаты №147 соль мажор "Iesus bleibet meine Freude" (И.С.Бах, перелож. для органа Р.Хилла) 02 04.Фантазия фа минор, К.608 (В.А.Моцарт) 05.Интродукция и пассакалия ре минор (М.Регер) Ассистент Янис Гауя Записано в Домском концертном зале г. Рига Художник Гунарс Кирке |
Евгения Лисицина — рижская органистка, солистка Латвийской государственной филармонии. Она получила начальное музыкальное образование в Свердловской музыкальной десятилетке, затем занималась в Ленинградской консерватории в фортепианном классе профессора Нильсена и в классе органа у профессора Браудо. С 1965 по 1968 год продолжала образование как органистка в Рижской консерватории у профессора Ванадзиня Концертная деятельность Е. Лисициной началась еще в студенческие годы. С тех пор она систематически выступает с сольными программами в Домском концертном зале, гастролирует по Советскому Союзу и за рубежом (Англия, Польша, Финляндия). * Токката и фуга ми бемоль мажор написана молодым латышским композитором Ромуальдсом Ермаксом. По своему объему, по содержанию и способу изложения токката звучит скорее как свободно построенная прелюдия к фуге. Двухтемная фуга написана в классических традициях, освеженных, однако, некоторыми интересными гармоническими находками. * Пассакалия до минор (В. 582)—одно из наиболее ярких, значительных и эмоционально насыщенных произведений И. С. Баха—создана в 1717 году в Веймаре. «Пассакалия» — название старинного трехдольного испанского танца. Истоки этой инструментальной формы восходят к творчеству многих композиторов добаховской эпохи, и, прежде всего, к старшему современнику Баха —Д. Букстехуде (1637—1707). В композиции до минорной Пассакалии Баха, несомненно, сказалось влияние Букстехуде. Оно выразилось и в соединении Пассакалии с фугой, ставшей кульминацией драматического развития произведения. Классическая вариационная форма пассакалии основана на остинатном повторении темы в басу. Баховская Пассакалия несет в себе и элементы другого старинного танца— чаконы, характерной вариационным развитием темы одновременно и в верхних голосах. Едва ли не самым решающим моментом исполнения Пассакалии является искусство регистровки: соблюдение цельности общей динамической линии при разнообразии и характерности звуковой окраски каждой из двадцати вариаций. Тема в басу (проходящая в педали) обычно интонируется основными регистрами органа, копулированными (соединенными) с педалью. В первых же вариациях (pianissimo) начинается постепенное динамическое и тематическое развитие. Напряженность звучания последних вариаций разрешается в большой. сложной фуге. * Двухчастная Кантата на текст Франка «Herz und Mund, und Tat, und Leben» написана И. С. Бахом в 1716 году для исполнения на рождественских торжествах. Каждая из частей кантаты завершается одним и тем же хоралом. Задушевно-интимный, лирический характер этого хорала, как, впрочем, и всей кантаты, проявляется уже в самом изложении голосов. На фоне pianissimo баса в педали и размеренных триолей сопровождения звучит мягкая и проникновенная мелодия основного голоса — cantus firmus. Переложение для органа Р. Хилла сохраняет всю прелесть оригинального звучания хорала — как вокальных партий, так и изумительного по тонкости инструментального сопровождения. * Органная фантазия фа минор (К. 603) создана Моцартом в 1791 году, незадолго до смерти. Музыка фантазии глубоко драматична. Драматизм этот проявляется уже во вступлении первой части — Allegro, затем Maestoso — в напряженном звучании органа, в определенности острого ритмичного рисунка. Постепенное снижение звучности приводит к meno forte небольшого фугированного раздела, с темой энергического склада. Драматическая разработка музыкального материала вступления завершает первую часть. Вторая часть (Andante), прозрачная, изящная, требует легкой и тонкой регистровки. В дальнейшем основная тема подвергается вариационной разработке. Очарование моцартовской орнаментики подчеркивается разнообразием звукового колорита, яркостью сольных голосов. Последняя часть возвращается к темпу и звучности вступления, а затем к монументальной контрапунктически сложной разработке темы фуги. Сильное динамическое нарастание завершается fortissimo финального эпизода. * Характер творчества немецкого композитора, пианиста и органиста Макса Регера (1873—1916) определяет несомненную его принадлежность к направлению неоклассицизма. В отличие от тех принципов, которые нес в себе господствующий в те времена импрессионизм, Регер подчиняет проявления своей художественной индивидуальности классическим нормам — как в голосоведении, так и в логике гармонического развития. Неоклассицизм Регера сформировался из своеобразного синтеза влияний Вагнера и Брамса (на раннем этапе), Баха и Бетховена. В многочисленных инструментальных произведениях Регера обнаруживается эмоциональная выразительность, богатство мелодической фантазии, редкая гармоническая изобретательность и совершенство контрапунктической техники. Однако под покровом сложной полифонии, суровости и сдержанности таится романтическая страстность «светлых и благородных порывов души» (В. Каратыгин). Именно таковы записанные на пластинку Интродукция и пассакалия ре минор. Небольшая интродукция, эмоционально насыщенная, помпезная, эффектно контрастирует с созерцательно-величавым характером темы пассакалии. С наибольшей силой блистательное полифоническое мастерство Регера проявляется именно в вариационной форме пассакалии. Неуклонное усложнение и насыщение фактуры изложения определяет единую линию динамического развития пассакалии — от pianissimo до fortissimo. Тема в педали (в басу) остается неизменной. Некоторое ритмическое разнообразие в ней появляется лишь дважды перед последним ее проведением. Модуляция заключительных тактов Adagio, звучащего на полностью открытом органе (organo pleno), приводит из ре минора в светлый ре мажор, которым и заканчивается пассакалия. К.ЧЕБОТАРЕВСКАЯ |