Неожиданным в какой-то мере было появление „Кармен-сюиты" (1967 г.) в круге изначально владеющих Родионом Щедриным творческих пристрастий, неизменно связанных с отечественной культурой, с национальной русской музыкальной сферой. Впрочем, именно эта национальная определенность и стала, возможно, одной из причин того, что основой для воплощения образа Кармен послужила „чужая" музыка. Другой причиной, внешне более очевидной, была (об этом неоднократно говорил сам автор) увековечившая себя в восприятии уже нескольких поколений ассоциация литературного образа с великой и бессмертной музыкой Бизе. „Возражать" ей созданием нового музыкального материала Щедрин не посчитал возможным и, сам бесконечно влюбленный в оперу Бизе, избрал путь транскрипции. В итоге же родилось соавторство: Бизе - Щедрин.
Внутренним стимулом и одновременно внешним поводом к созданию „Кармен-сюиты" послужила давняя мечта балерины Майи Плисецкой воплотить тревожный и притягательно-чарующий образ Кармен на балетной сцене.
„Кармен-сюита" в целом сохраняет музыкальную фабулу, драматургию и даже сюжетную канву оперы. Но изменилась „окраска" конфликта - усилен трагизм, во многом сместилась расстановка смысловых и чисто музыкальных акцентов. Изменения эти определены различием жанров оперы и балета.
Родион Щедрин многократно признавался в своей приверженности Баху. В пору, когда мир отмечал 300-летие великого кантора, советский мастер подтвердил, что эта его приверженность - не декларация, но осознанная духовная преемственность. Доказал, вместе с тем, и необычайную широту спектра своего восприятия живительных баховских традиций, своего претворения вечного и современного в Бахе. Остается лишь удивляться: грандиозная философски-эпическая фреска „Музыкального приношения", словно дохнувшая в наш беспокойный век величественным спокойствием эпохи Возрождения; страстная, драматически напряженная как самые сокровенные страницы баховских исповедей скрипичная соната; и совсем иная, изящная и камерная партитура „Музыка для города Кётена". Она словно возвращает нас к инструментальной традиции барокко, с его духом свободного музицирования, не отягощенного проблемами и законами симфонизма. „Музыка" написана была по заказу Радио ГДР и впервые прозвучала в Берлине 18 февраля 1985 года.