Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Русская народная инструментальная музыка богата и разнообразна. На необъятных просторах России звучат рожки и жалейки, дудки и кугиклы, гусли и скрипки, балалайки и домры, гармоники и баяны, гитары и аккордеоны. Балалайка получила широкое распространение в начале XVIII века. Точное время ее появления в России до сих пор не выяснено.
В 1887 году В. Андреевым был создан «Кружок любителей игры на балалайке», состоявший из восьми человек, включая дирижера, а 20 марта 1888 года в Петербурге состоялся первый концерт этого кружка. Затем последовали гастроли по городам России, выступления в Париже (в 1889 и 1892 г.). Французский композитор Жюль Массне так отзывался о концертах балалаечников: «Я слушал с громадным интересом кружок русских балалаечников и в восторге от их талантов и звуков, которые они извлекают из своих столь живописных инструментов».
Любопытно описание небольшого ансамбля народных инструментов, которое мы встречаем у Ф. М. Достоевского в «Записках из мертвого дома». «Вот заиграл оркестр... Этот оркестр стоит упоминания. Сбоку, по нарам, разместилось человек восемь музыкантов; две скрипки... три балалайки — все самодельные, две гитары и бубен вместо контрабаса. Скрипки только визжали и пилили, гитары были дрянные, зато балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых местах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива — все это было свое, оригинальное. Честное слово, я до сих пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное, дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные. Я в первый раз понял тогда совершенно, что именно есть бесконечно разгульного и удалого в разгульных и удалых русских плясовых песнях».
Балалайка стала одним из самых любимых и распространенных русских народных инструментов. Технически усовершенствованная, она становится ведущим инструментом в русских народных оркестрах. Ведущая роль балалаечной группы определялась ее основными достоинствами: верная передача характеристических черт русской песни и «распева» в протяжных песнях (свободное выразительное мелодическое дыхание в «тремолирующей» кантилене), динамического движения и прихотливого ритмического рисунка в хороводных песнях, эффектные аккордовые акценты, выразительные мелодические вариации, «подхваты» и «перехваты».
История знает многих выдающихся виртуозов-балалаечников. Среди них прославленные артисты — основатели оркестров русских народных инструментов Василий Андреев и Николай Осипов, крупнейший виртуоз Борис Трояновский. В наши дни широкой популярностью пользуются в Советском Союзе и за рубежом исполнители на
балалайке Павел Нечипоренко, Евгений Авксентьев, Борис Феоктистов, Евгений Блинов, Михаил Рожков и другие.