3 дня
О сайте6 | SUCD 10 00556 1994, дата записи: 1990 |
7 | SUCD 10 00543 1993 |
7 | SUCD 10 00543 1993 |
14 1 | Д 029981-90 (5 пл.) 1971 |
А. ПУШКИН ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН РОМАН В СТИХАХ Читает Яков Смоленский Звукорежиссер В. Власьев Много сокровенных красот, бездна художественных наслаждений, психологических глубин выяснится перед той культурой, которая будет культурой звучащего слова. А. Луначарский Заслуженный артист РСФСР Яков Михайлович Смоленский — один из наиболее интересных и значительных современных чтецов. Для его исполнительской манеры характерны сдержанность, внутренняя собранность, несуетливость, тонкая музыкальность, которая раскрывается как в стихах, так и в прозе, обостренное чувство ритма. Смоленский — художник, чуждый подчеркнутой эмоциональности. «Одухотворенный рационализм» — определение, которое, пожалуй, наиболее точно характеризует его искусство. Если говорить о преемственности традиций, то справедливо отметить, что в поэзии Смоленский где-то приближается к яхонтовской пластичности стиха, к его ритмической точности и музыкальности. Есть общность и в так называемой «интонационной нераскрашенности», в сочетании возвышенной, подчеркнуто «вокальной» интонации и легкой, разговорной. Чувство фразировки и точные паузы, свидетельствующие о прекрасном слухе на стихи, также сближают этих мастеров. Репертуар артиста разнообразен, сфера интересов широка. Смоленского привлекает гражданственность лирики Маяковского («Облако в штанах», циклы стихов «По городам Союза» и «По городам и дорогам мира»). Его волнуют проблемы творчества, взаимодействия искусства и жизни (Паустовский — «Золотая роза»). Война, ее влияние на судьбы людей, их любовь, дружбу нашли свое отражение в «Трех товарищах» Ремарка. Напряженными философскими размышлениями проникнут «Маленький принц». Вместе с Антуаном де Сент Экзюпери артист размышляет о долге, о верности и о том, как важно быть в ответе за все, что любишь. В программе «Шекспир. Ронсар. Гейне. Бёрнс» Смоленский как бы набрасывает лирические портреты величайших поэтов Запада. На контрастном сопоставлении голосов выдающихся поэтов нашей страны стремится дать широкую картину советской поэзии. В его программах — Твардовский, Маршак, Заболоцкий, Луговской, Расул Гамзатов, Кайсын Кулиев, Давид Самойлов и многие другие. В постоянном обращении к поэзии современников сказывается стремление артиста выразить в звучащем слове пульс времени, уловить его ритм, его голос. Да и в литературе ушедших лет он ищет прежде всего то, что волнует нас сегодня, отражает современность. Каждый поэтический голос точно услышан, бережно передан Смоленским. Веря в силу поэтического слова, он относится к нему бережно и уважительно. В его точном исполнении стихи — это концентрированное выражение чувства и мысли — покоряют своею глубиной и красотой звучания. Известно, что свойство подлинного художника — заставлять в привычном видеть неведомое, поражать нас открытием. Одно из таких открытий ожидает слушателей программы «Евгений Онегин» Пушкина. Эта работа — этапная для Смоленского, она прошла через всю творческую жизнь артиста, «определила во многом» (по собственному свидетельству мастера) все его «творческое существование». Программа задумана давно. Около двадцати лет назад, была кропотливо подготовлена и вынесена на суд публики композиция по роману в стихах «Евгений Онегин». С тех пор она прочитана более трехсот раз при неизменном интересе слушателей. «Евгений Онегин» на литературной эстраде имеет некоторую историю. Фрагменты из романа давно и с успехом исполняли А. Шварц, Д. Журавлев, В. Аксенов. Прекрасная уникальная страница вписана в исполнение «Онегина» Владимиром Яхонтовым. Он первый прочитал в 1936 году полного «Онегина», исполняя программу два вечера кряду. В последние годы с эстрады звучат главы в исполнении С. Юрского. Силами нескольких артистов был прочитан полный текст «Евгения Онегина» по телевидению. Уже из этого краткого перечня видно, что интерес к звучащему «Онегину» существует давно, а в последнее время особенно усилился. Видимо, все ощутимее с годами немеркнущая современность этого романа. Уже полтора столетия миру известно, что «Евгений Онегин» — произведение неисчерпаемое. «Энциклопедия русской жизни?» — Несомненно. Роман в стихах, где в острых сюжетных ситуациях переплетаются судьбы людей, где разнообразны и глубоки характеры главных героев и так точно и ёмко очерчены характеры второстепенные? — Бесспорно. Историческое полотно, где социальные определения ярки, остры и метки, а порою своей глубиной не уступают социальному исследованию? — Конечно. Произведение, где главный герой так сложен, так неповторим, ибо это — сам автор, автор, который за время создания романа успел прожить гораздо более длинную и не менее сложную жизнь, чем его герои, разительно взрослеющий и грустнеющий у нас на глазах... Роман, где сочен жанр и неистощима лирика, где точны зарисовки русского быта и радующе знакомы милые сердцу картины русской природы... Где так ощутима трагедия несостоявшихся судеб, где рука об руку проходят смерть и жизнь. Это и многое-многое другое, переплетенное, как в сложной фуге, инструментованное, как в симфонии, заключено в «Онегине». И всю эту неисчерпаемость тем, оттенков, переходов из одного состояния в другое, из одного душевного строя в другой, все грани юмора и сатиры, драмы и трагедии, философские и лирические размышления, исповеди и афоризмы должен раскрыть нам один человек. Возможно ли это? «Искусство... — напряженная битва за совершенство», — говорил Стефан Цвейг. В этой битве «нет конца, а есть одно непрерывное вечное начало». Это, несомненно, относится и к искусству исполнительскому. А значит, и к звучащему «Онегину». Или, тем более, к «Онегину». Последние годы Смоленский работает над воплощением полного «Евгения Онегина». Роману должны быть посвящены три вечера. Работу консультирует бессменный режиссер программы С. В. Шервинский, выдающийся литературовед, пушкинист, поэт и переводчик. У каждого читателя — свой Пушкин. И артистам часто приходится вступать в спор с трактовкой слушающего, а потом уже открывать ему что-то новое. В Пушкине Смоленского нет юношеской легкости и горячности. Это — зрелый, сдержанный человек, наблюдательный, чуть ироничный. Пластично и точно звучат стихи. В его исполнении покоряет законченность, полнота звучания, объемность, «взвешенность» всей строфы в целом. Все, что накоплено в творческом активе исполнителя: богатство красок, контрастных тем, настроений, — всего этого потребовала программа «Евгений Онегин». Как удивительно лиричен и чудно странен сон Татьяны. Как сочен, ярок съезд гостей. И при этом исполнитель почти не пользуется жанровыми красками. Это лишь легкий сатирический показ, а главное — все время иронический умный глаз на происходящее. А как напряженна в своем сдержанном драматизме сцена выезда Татьяны в свет, где она встречает «толстого генерала»... (олицетворение неизбежного!). На этом кончается ее жизнь, которой так грустно и трепетно заинтересован на протяжении романа исполнитель. Можно было бы привести много примеров глубокого проникновения в текст, неожиданных его поворотов. Но не будем предрешать впечатления. Может быть, не для всех это откроется именно так. Каждый слышит, как и видит, в чем-то по-своему. В этом сила искусства. Одно несомненно: слушателям «Евгения Онегина» в исполнении Смоленского предстоит встреча с серьезным и значительным произведением звучащей литературы. С умным, интересным собеседником, очень современным в своей реакции на события, в их исторической оценке, эмоциональной окраске. О. М. Итина |
Андрей ИВАНОВ, баритон Д—00715 1. Зачем (П. Чайковский – Л. Мей) 2. Дитя, как цветок, ты прекрасна (С. Рахманинов – Г. Гейне, пер. А. Плещеева) Д—00716 3. Ты знал его (С. Рахманинов – Ф. Тютчев) 4. Проходит всё (С. Рахманинов – Д. Ратгауз) Георг Орентлихер, фортепиано |
1 | Д—00737-38 1952 |
Андрей ИВАНОВ, баритон Сторона 1 (Д—00737): В тиши и мраке таинственной ночи (А. Аренский – А. Фет) Не плачь, мой друг (А. Аренский – Лонгфелло, пер. О. М-вой) Сторона 2 (Д—00738): Море (А. Варламов – Э. Губер) Луч надежды (А. Варламов – А. Вельтман) |
3 | Asmaral 001 |
Асмарал Бэнд и Джованни. Дождь в твоих глазах Пластинка выпущена к международному турниру на "Кубок Асмарала". Апрелевка Саунд Инк. 01. На берегу тишины 02. Девчонка сладкий мёд 03. Я ухожу к другой 04. Аморэ мио Мария 05. Я вновь нечаянно поверил 06. Гимн Асмарала 07. Невозможное 08. Мама 09. Ворон 10. Дождь в твоих глазах |
1 1 | Д 29183-84 1970 |
Сторона 1: 1. Несе Галя воду (укр. нар. пісня, обр. А. Пашкевича) 2. Ой у вишневому садочку (укр. нар. пісня) 3. Ой ти, місяцу, біля наших ворітець (укр. нар. пісня) 4. Ой ти, ніченько (А. Пашкевич — Г. Проценко) 5. Яблуневий цвіт (нар. пісня) Сторона 2: 6. Степом, степом (А. Пашкевич — М. Негода) 7. Ой заря, заря (В. Нікітін — В. Боков) 8. Где Россия начало берет (О. Авєркін — В. Бутенко) 9. Каватина Лінди з оп. «Лінда ді Шамуні» (Г. Доніцетті) Заслужена хорова капела, керівник М. Кисіль (1-8), солістка Л. Хомич (3). Л. Савельєва, духовий орк. ПК «Запоріжсталь», керівник М. Токарєв (9). |
1 | Д-01328-35 (4 пластинки) 1953 |
М. Горький. "Враги", сцены в 3 действиях. Спектакль МХАТ СССР, постановка В. И. Немировича-Данченко и М. Н. Кедрова Действующие лица и исполнители Бардин Захар - М. Кедров Полина, его жена - О. Книппер-Чехова Бардин Яков - В. Орлов Татьяна, его жена, актриса - А. Тарасова Надя, племянница Полины - В. Бендина Печенегов, генерал в отставке, дядя Бардиных - Б. Петкер Скроботов Михаил, купец, компаньон Бардиных - М. Прудкин Клеопатра, его жена - Е. Елина Скроботов Николай, его брат, юрист, товарищ прокурора - А. Кторов Синцов, конторщик - М. Болдуман Пологий, конторщик - С. Калинин Конь, отставной солдат - В. Новиков Греков - Н. Дорохин Левшин - А. Грибов Ягодин - А. Гузеев Рябцов - П. Чернов Акимов - С. Бутюгин Аграфена, экономка - Н. Богоявленская Бобоедов. ротмистр - В. Кириллин Квач, вахмистр - А. Жильцов Поручик - Я. Сухарев Становой - П. Людвигов Урядник - Я. Лакшин Монашка - М. Пятецкая Пояснительный текст читает В Герцик |
1 | Д-01029-32 (2 пл.) 1952 |
Артисты, хор и оркестр Киевского драматического театра им. И. Франко На русском языке Действующие лица и исполнители: Микита Братусь - А. Бучма Оришка, его дена - П. Нятко Баштова, парторг - Н. Ужвий Олешко, председатель колхоза - Д. Милютенко Гозь, бухгалтер - Е. Пономаренко Дед Ярема - Е. Коханенко Аполлон Комашка - А. Омельчук Зина Снегирева - А. Дренивна Лев Братусь - Н. Новацкая |
1 | Д-001265-6 1953 |
Д-001265 РАЗЛУКА муз. Ц. Кюи, сл. А. Мицкевича СМЕРКАЛОСЬ муз. Ц. Кюи, сл. А. Толстого Д-001266 О, СПОЙ ЖЕ ТУ ПЕСНЮ муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева (из Ф. Гимене) ВЕСНА муз. П. Чайковского, сл. А. Плещеева |
1 | Д 00967-8 1952 |
Д-00967 УСНУЛИ ГОЛУБЫЕ муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника ЖАВОРОНОК муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника С. К. Стучевский (ф-но) Д-00968 К НЕЙ муз. С. Рахманинова СОН муз. С. Рахманинова Л. Н. Оборин (ф-но) |
Сторона 1 (Д—00622): 1. Моя баловница (П. Чайковский – А. Мицкевич, пер. Л. Мея) 2. Серенада «В ярком свете зари» (П. Чайковский – П. Коллэн, пер. А. Горчаковой) Сторона 2 (Д—00623): 3. Скажи, зачем (М. Глинка – С. Голицын) 4. Что, красотка молодая (М. Глинка – А. Дельвиг) Сергей ШАПОШНИКОВ, баритон Евгений Лебедев, фортепиано |
Сергей ШАПОШНИКОВ, баритон Д—00745 1. Сон (Ю. Кочуров – М. Лермонтов) Д—00746 2. Элегия (Не улетай) (Ю. Шапорин – Н. Языков) 3. Любовь (Ю. Кочуров – И. Гришашвили) Евгений Лебедев, фортепиано |
1 | Д-001115-16 1953 |
Д-001115 СВИДАНИЕ муз. Э. Грига Д-001116 НЕТ. НЕ ДАНО СУДЬБОЮ, из цикла "Песни любви" муз. А. Дворжака, сл. Пфлейгер-Моравского Я ТАК ЛЮБОВНО ПРИНОШУ муз. А. Дворжака, сл. Пфлейгер-Моравского |
3 | Д 00951-2 1952 |
Д-00951 СКИТАЛЕЦ муз. Ф. Шуберта Д-00952 В ПУТЬ муз. Ф. Шуберта К МУЗЫКЕ муз. Ф. Шуберта Н. Вальтер, ф-но |
3 | Д-001346-47 1953 |
Д-001346 ПРИМИРЕНИЕ муз. П. Чайковского, сл. Н. Щербины Д-001347 МЕДЛИТЕЛЬНО ВЛЕКУТСЯ ДНИ МОИ муз. Н. Римского-Корсакова, сл. А. Пушкина ЧТО СМОЛКНУЛ ВЕСЕЛИЯ ГЛАС муз. А. Глазунова, сл. А. Пушкина |
3 | Д—00618-9 1952 |
Пётр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ (1840–1893) Романсы Сторона 1 (Д—00618) 1. На землю сумрак пал (А. Мицкевич, пер. Н. Берга) Сторона 2 (Д—00619) 2. Я вам не нравлюсь (К. Романов) 3. На нивы жёлтые (А. К. Толстой) Марк РЕЙЗЕН, бас Абрам Макаров, фортепиано |
1 1 | Д—00616-17 1952 |
Д—00616 Слеза дрожит (А. К. Толстой) Наум Вальтер, фортепиано Д—00617 Осень (А. Плещеев) Абрам Макаров, фортепиано муз. П. Чайковского Марк РЕЙЗЕН, бас |
1 | Д—00865-6 1952 |
Марк РЕЙЗЕН, бас Д—00865 1. Песня тёмного леса (муз. и сл. А. Бородина) 2. На старом кургане (В. Калинников – И. Никитин) Д—00866 3. Ночной смотр (М. Глинка – В. Жуковский) |