3 дня
О сайте38 5 | С 01619-20 1967 |
Сергей Прокофьев (1891—1953) I сторона СИМФОНИЯ № 1 ре мажор, соч. 25 «Классическая» 1. Allegro (3.40) 2. Intermezio. Larghetto (3.58) 3. Gavotte. Non troppo allegro (1.31) 4. Finale. Molto vivece (3.51) СИМФОНИЯ № 7 до диез минор, соч. 131 1. Moderato (8.45) II сторона 2. Allegretto (8.05) 3. Andante espressivo (5.45) 4. Vivace (8.25) Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио ДИРИЖЕР ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Звукорежиссер Игорь Вепринцев. Художник В. Шухаев Семь симфоний С. С. Прокофьеве, наряду с симфониями Н. Я. Мясковского и Д. Д. Шостаковиче, принадлежат и вершинам советского симфонизма. Первая, «Классическая» симфония как бы подводила итог ранним юношеским исканиям композитора. Простая, стройная форма произведения, прозрачные инструментальные краски, несколько стилизованная мелодика (вторая часть начинается музыкой, напоминающей старинный полонез, третья часть — остроумный гавот), жизнерадостный характер, использование некоторых технических и стилистических приемов, свойственных симфонизму XVIII века, — все это в известной мере сближает симфонию Прокофьева с творениями ранних венских классиков. Симфония невелика по размерам, строение ее подчинено четырехчастной схеме классического симфонического цикла, состав оркестра крайне скромен. «Классическая симфония» написана с неподдельной искренностью, звучит молодо, свежо и задорно. Музыка ее проникнута шутливостью, изобилует тональными сдвигами, обманчивыми концовками мелодий, забавными ритмическими перебоями и юмористическими штрихами в оркестровке. Сочинение посвящено Другу Прокофьева по консерватории, впоследствии известному советскому музыковеду, академику Б. В. Асафьеву. Впервые симфония исполнена 21 апреля 1918 года в Петрограде под управлением автора. * * * Седьмая симфония — эта «лебединая песнь» Прокофьева — занимает в его творчестве особое место. Это произведение подводит итог большого пути выдающегося композитора-симфониста. Первоначально задуманная как «симфония для юношества», она превратилась в современную эпико-лирическую поэму, тонко раскрывающую душевный мир автора. Вместе с тем многие страницы произведения всплывают как воспоминания о далеком детстве, о мире любимых сказок, фантастических чудес, игрушечных маршей, шаловливых танцев... Над всей вереницей жанрово-бытовых или сказочных образов возвышаются главные темы произведения, придающие ему подлинно симфоническое дыхание: темы светлого жизнеутверждения, мудрого и доброго размышления о жизни и людях. Клавир симфонии датирован 20 марта 1952 года, первое исполнение состоялось 11 октября 1952 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов. Седьмая симфония была восторженно принята публикой и музыкальной общественностью Д. Д. Шостакович оценил сочинение как «произведение высокого совершенства, глубокого чувства, огромного таланта». * * * Народный артист СССР, лауреат Ленинской премии Геннадий Николаевич Рождественский родился в Москве в 1931 году. По окончании Центральной музыкальной школы Рождественский поступает в Московскую консерваторию, где занимается по классу фортепиано у Л. H. Оборина и классу дирижирования у своего отца Н. П. Аносова. В 1951 году, еще студентом консерватории, Рождественский начал стажировку в Большом театре, и в том же году блистательно прошел его дирижерский дебют в балете «Спящая красавица» Чайковского. В 1954 году, уже будучи дирижером Большого театра. Рождественский окончил консерваторию. На протяжении 19 лет (с небольшим перерывом) Рождественский дирижировал спектаклями Большого театра, а с 1965 по 1970 год был его главным дирижером. С 1961 по 1974 год Г. H. Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Апрелевский завод (экспорт) ТУ 74 Моно-вариант: Д 021413-14 Стерео-вариант C 01469-70 |
«Классическая симфония» Прокофьева — одно из ранних произведений композитора, созданное вскоре после окончания консерватории. Симфония написана с неподдельной искренностью. Музыка се проникнута шутливостью, порой иронична, изобилует неожиданными тональными сдвигами, юмористическими штрихами в оркестровке. Небольшая по размеру, она строится на четырехчастной схеме классического симфонического цикла. «Классическая симфония» посвящена Другу и товарищу Прокофьева по консерватории — советскому композитору и музыковеду Б. В. Асафьеву. Первая часть — оживленная, жизнерадостная — написана в четкой и ясной сонатной форме. После краткого вступления (два такта) скрипки излагают легкую и подвижную главную тему. Вторая тема изложена в форме остроумного шуточного дуэта скрипки и фагота, прерываемого валторной. Затем следует разработка всего мелодического материала, в конце которой вводится побочная тема. Завершается первая часть повторением основных тем (репризой) и — в самом конце — двумя тактами, игравшими роль вступления. Вторая часть начинается музыкой, напоминающей по ритму старинный полонез. После двукратного проведения основной темы тихие аккорды струнных пиццикато открывают средний раздел части. Затем возвращается изложенная по-новому первая мелодия с изящными подголосками. Завершают часть ритмы полонеза. Третья часть — гавот, выделяющийся яркостью мелодики, остроумными гармоническими сдвигами. Он приобрел широкую популярность в авторском переложении для фортепьяно. Средняя часть, как полагалось в старинных гавотах, передает звучание народного музыкального инструмента — волынки. Спустя много лет Прокофьев использовал этот гавот в балете «Ромео и Джульетта». Четвертая часть — финал — написана, как и первая, в сонатной форме. Музыка, основанная на задорных плясовых темах, полна непрерывного движения и веселья. • • • В конце лета 1952 года Сергей Прокофьев закончил свою последнюю — Седьмую симфонию. Написанная по предложению Музыкальной редакции радиовещания для детей и юношества, симфония хранит отпечаток спокойствия, ясности духа. Музыка Седьмой симфонии была воспринята аудиторией как отражение образов, детства, юности, счастливой и беззаботной поры, на которую как бы оглядывается умудренный года/ми композитор; в симфонии оживала радостная, праздничная атмосфера жизни советской молодежи. Но Седьмая симфония сделалась таким же произведением о свободе человеческого духа, каким была, по словам самого композитора, его Пятая симфония. И если о Пятой Прокофьев писал, что здесь он «хотел воспеть свободного и счастливого человека, его благородство, его духовную чистоту», то эти характеристики целиком могут быть отнесены и к Седьмой. Музыкальный язык симфонии прост и лаконичен. Это классическая простота прояснения и «очищения» стиля, когда сказано все необходимое предельно скупо, точно и экономно. Симфония написана в классических традициях — это привычный четырехчастный цикл, наполненный поэзией новых чувств, новых идей, новых образов. Эта поэма о величии и красоте человеческой жизни оправлена в стройную и строгую классическую форму. Широкий круг образов, богатство жанров и красок вмещают в себя четыре части симфонии. Мы находим здесь и мягкую, светлую «лирику последних лет», и жизнерадостные, энергичные «маски», которые как бы сошли со страниц «Трех апельсинов» и «Золушки», и величавость углубленной мысли. Излюбленный у Прокофьева в поздние годы жанр вальса, лиричной хореографической поэмы, претворен в третьей части; в радостном финале «праздничность» музыки смягчена возвышенной философской лирикой — симфония завершается мягкой просветленной концовкой, короткой кодой, звучащей торжественно и величественно. Седьмая симфония была впервые исполнена 11 ноября 1952 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением С. Самосуда. Е. Мнацаканова @ «Мелодия», 1975 Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1966 г. |