Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
«Классическая симфония» Прокофьева — одно из ранних произведений композитора, созданное вскоре после окончания консерватории.
Симфония написана с неподдельной искренностью. Музыка се проникнута шутливостью, порой иронична, изобилует неожиданными тональными сдвигами, юмористическими штрихами в оркестровке. Небольшая по размеру, она строится на четырехчастной схеме классического симфонического цикла. «Классическая симфония» посвящена Другу и товарищу Прокофьева по консерватории — советскому композитору и музыковеду Б. В. Асафьеву.
Первая часть — оживленная, жизнерадостная — написана в четкой и ясной сонатной форме. После краткого вступления (два такта) скрипки излагают легкую и подвижную главную тему. Вторая тема изложена в форме остроумного шуточного дуэта скрипки и фагота, прерываемого валторной. Затем следует разработка всего мелодического материала, в конце которой вводится побочная тема. Завершается первая часть повторением основных тем (репризой) и — в самом конце — двумя тактами, игравшими роль вступления.
Вторая часть начинается музыкой, напоминающей по ритму старинный полонез. После двукратного проведения основной темы тихие аккорды струнных пиццикато открывают средний раздел части. Затем возвращается изложенная по-новому первая мелодия с изящными подголосками. Завершают часть ритмы полонеза.
Третья часть — гавот, выделяющийся яркостью мелодики, остроумными гармоническими сдвигами. Он приобрел широкую популярность в авторском переложении для фортепьяно. Средняя часть, как полагалось в старинных гавотах, передает звучание народного музыкального инструмента — волынки. Спустя много лет Прокофьев использовал этот гавот в балете «Ромео и Джульетта».
Четвертая часть — финал — написана, как и первая, в сонатной форме. Музыка, основанная на задорных плясовых темах, полна непрерывного движения и веселья.
• • •
В конце лета 1952 года Сергей Прокофьев закончил свою последнюю — Седьмую симфонию. Написанная по предложению Музыкальной редакции радиовещания для детей и юношества, симфония хранит отпечаток спокойствия, ясности духа. Музыка Седьмой симфонии была воспринята аудиторией как отражение образов, детства, юности, счастливой и беззаботной поры, на которую как бы оглядывается умудренный года/ми композитор; в симфонии оживала радостная, праздничная атмосфера жизни советской молодежи.
Но Седьмая симфония сделалась таким же произведением о свободе человеческого духа, каким была, по словам самого композитора, его Пятая симфония. И если о Пятой Прокофьев писал, что здесь он «хотел воспеть свободного и счастливого человека, его благородство, его духовную чистоту», то эти характеристики целиком могут быть отнесены и к Седьмой.
Музыкальный язык симфонии прост и лаконичен. Это классическая простота прояснения и «очищения» стиля, когда сказано все необходимое предельно скупо, точно и экономно.
Симфония написана в классических традициях — это привычный четырехчастный цикл, наполненный поэзией новых чувств, новых идей, новых образов. Эта поэма о
величии и красоте человеческой жизни оправлена в стройную и строгую классическую форму.
Широкий круг образов, богатство жанров и красок вмещают в себя четыре части симфонии. Мы находим здесь и мягкую, светлую «лирику последних лет», и жизнерадостные, энергичные «маски», которые как бы сошли со страниц «Трех апельсинов» и «Золушки», и величавость углубленной мысли. Излюбленный у Прокофьева в поздние годы жанр вальса, лиричной хореографической поэмы, претворен в третьей части; в радостном финале «праздничность» музыки смягчена возвышенной философской лирикой — симфония завершается мягкой просветленной концовкой, короткой кодой, звучащей торжественно и величественно.
Седьмая симфония была впервые исполнена 11 ноября 1952 года в Колонном зале Дома Союзов под управлением С. Самосуда.
Е. Мнацаканова

@ «Мелодия», 1975
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1966 г.