2 дня
О сайте10 | SUCD 10 00065 1990, дата записи: 1986 |
А. ШНИТКЕ. СИМФОНИЯ № 4 Общее время звучания 46.12 Государственный камерный хор Министерства культуры СССР. Художественный руководитель Валерий Полянский Николай Думцев, тенор Эрик Курмангалиев, контратенор Виктория Постникова, фортепиано Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1986 г. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор И. Слепнев Оформление художника В. Байкова Фото Б. Палатника винил А10 00271 005 |
Четвертая симфония Альфреда Шнитке написана в 1983 году. Внешним поводом для создании этой партитуры послужил заказ французского камерного оркестра из г. Шампиньи под управлением Поля Мефано. Внутренние стимулы, определившие характер сочинения, его образный строй и смысл, глубоко коренятся в духовном мире композитора, в его художественном и нравственно-философском «символе веры». «В своем творчестве я стремлюсь к тому, чтобы находить общее в различном, – сказал Шнитке в интервью вскоре после премьеры симфонии. – …Идея универсальности культуры и ее единства кажется мне очень актуальной именно сейчас, в связи с изменением наших представлений о времени и пространстве… Несмотря на исключительный динамизм ХХ века, устремленность его в будущее, в последние годы в искусстве, особенно в музыке, резко возрос интерес к прошлому. Соприкасаясь с творчеством наших отдаленных предков, по-иному ощущаешь время, время – как связанную линию, почти как «единовременный аккорд». Объединить разные пласты культуры хотелось мне и в Четвертой симфонии… В этом произведении я прибегнул к стилизации культовой музыки трех вероисповеданий: православного, католического и протестантского (в симфонии встречаются элементы знаменитого распева, лютеранского хорала и юбиляции, напоминающие григорианский хорал), а также синагогального пения, стараясь обнаружить здесь наряду с различиями некое изначальное единство… Симфония на части не делится и представляет собой три цикла вариаций, объединенных в сквозную форму. Исходя из характера тем, я выстраивал соответствующее им развитие, стараясь добиться сдержанности и строгости обряда. В последнем эпизоде, когда вступает хор… контрапунктически соединяются основные темы, до этого звучащие порознь» («Музыка в СССР», октябрь-декабрь 1984 г.). Путь от раздельно экспонируемых разнородных тем к их гармоническому слиянию в завершающем хоровом эпизоде непрост, длителен и ведет слушателя через сложные преобразования и драматические потрясения. Он требует больших душевных усилий и напряженного внимания, активного вслушивания. Но драматургия Четвёртой симфонии, движение к катарсисному синтезу отличается ясностью логического и эмоционального развития. Стройность композиции подчеркнута обрамлением: звенящими многозвучными аккордами вступления и заключения. Тембровая окраска этих сложных, расплывающихся в воздухе созвучий определяется колоколами. Колокола Четвертой симфонии зовут к единению во имя мира и жизни. Манашир Якубов. |