23 часа
О сайте4 | SUCD 10 00053 1990, дата записи: 1986 |
С. ПРОКОФЬЕВ МАДДАЛЕНА Опера в одном действии для солистов, мужского хора и оркестра, соч. 13 Сюжет и либретто М. Ливен Посвящается Н. Я. Мясковскому 1 Сцена 1 2 Сцена 2 3 Сцена 3 4 Сцена 4 Общее звучание — 49.22 Маддалена — Елена Иванова, сопрано Дженаро — Алексей Мартынов, тенор Стеньо — Сергей Яковенко, баритон Джемма — Наталья Коптанова, сопрано Ромео — Виктор Румянцев, тенор Мужская группа Государственного камерного хора Министерства культуры СССР. Художественный руководитель Валерий Полянский Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР. Дирижер Геннадий Рождественский Запись 1986 г. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Иванова На лицевой стороне: А. Кравченко. Венеция, гравюра винил А10 00309 004 Цифровое издание MEL CO 0749 |
Судьба оперы «Маддалена» необычна, удивительна и в то же время парадоксально закономерна. Семь десятилетий она оставалась неисполненной и лишь теперь оказывается доступной любителям музыки, становится реальным фактом нашей художественной культуры. «Маддалена» значится (под «несчастливым» номером 13) в списке сочинений Прокофьева: о создании оперы композитор упоминает в своей «Автобиографии». «Летом 1911 года я написал одноактную оперу «Маддалена» по одноимённой пьесе барона Ливена, – читаем мы в «Автобиографии»». – …Барон Ливен оказался молодою советскою дамой (Магда Густавовна Ливен-Орлова – М.Я.), более приятной в общении, чем талантливой в драматургии. Однако в «Маддалене», действие которой происходит в Венеции в XV веке, оказалось наличие конфликта, любви, измены, убийства – и это ставило перед композитором новые задачи… Написал я музыку быстро, но из четырёх сцен оркестровал только одну… Я надеялся, что её можно поставить на одном из консерваторских спектаклей, вокруг которых я, как ученик дирижёрского класса, всё время вращался и на которых среди классических вещей изредка появлялись и оперы учеников консерватории». Надежды эти не оправдались, поскольку «трудность музыки превзошла возможности исполнителей». Убедившись в невозможности постановки «Маддалены» в оперной студии консерватории, Прокофьев искал другие пути сценического воплощения оперы. Но все его хлопоты остались безрезультатными… В конце концов рукопись Прокофьева оказалась в архиве Русского музыкального издательства, обосновавшегося после революции в Париже, а после второй мировой войны прекратившего свою деятельность. Недоступная ни исполнителям, ни исследователям, ни даже самому автору, «Маддалена» была надолго предана забвению. В начале 70-х годов с рукописью прокофьевского творения познакомился Эдвард Даунс, известный английский дирижёр и композитор, давний пропагандист русской и советской музыки, имеющий в своём дирижёрском репертуаре многие произведения Прокофьева. Решив возродить оперу, Даунс завершил партитуру, с большим тактом и вкусом воссоздал характерно прокофьевскую оркестровую ткань в трёх картинах. Впервые «Маддалена» прозвучала 25 марта 1979 года под управление Э. Даунса в передаче радиостанции Би-Би-Си. 28 ноября 1981 года также под управлением Даунса состоялась сценическая премьера «Маддалены» на музыкальном фестивале в Граце (Австрия). В следующем году опера Прокофьева вошла в репертуар оперного театра города Сент-Луис (США). В 1986 году – ровно через 75 лет после создания – опера Прокофьева была записана на родине композитора. Инициатором этой мировой премьеры грамзаписи стал Геннадий Рождественский, в творческом формировании которого музыка Прокофьева сыграла определяющую роль. Записи произведений Прокофьева, выполненные Рождественским, отмечены международными премиями Бельгии, Западного Берлина, Франции и ФРГ. М. Якубов. |