6 дней
О сайте5 | SUCD 10 00044 1990, дата записи: 1988 |
М. МУСОРГСКИЙ — КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ — 33.40 Прогулка № 1. Гном (Прогулка) № 2. Старый замок (Прогулка) № 3. Тюильрийский сад (Ссора детей после игры) № 4. Быдло (Прогулка) № 5. Балет невылупившихся птенцов № 6. Два еврея, богатый и бедный Прогулка № 7. Лимож. Рынок (Большая новость) № 8. Катакомбы (Римская гробница) С мертвыми на мертвом языке № 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) № 10. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве) И. ХУДОЛЕЙ — БОРИС ГОДУНОВ, сюита по опере М. Мусоргского — 25.50 № 1. Народ и царь № 2. Печаль на Руси № 3. Песня Варлаама («Как во городе было во Казани») № 4. Царь Борис № 5. «Расходилась, разгулялась» (Сцена под Кромами) № 6. Лжедмитрий (Самозванец) № 7. Юродивый № 8. Звоны Общее время звучания — 59.30 ИГОРЬ ХУДОЛЕЙ, фортепиано Запись 1988 г. Звукорежиссер Л. Литвинова. Редактор И. Слепнев. Оформление художника А. Григорьева Фото В. Калинина и Б. Палатника винил А10 00495 008 |
Игорь Худолей (р. 1940) – известный советский пианист и композитор – окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано профессора Я.В. Флиера, занимался в классе композиции профессора С.А. Баласаняна, является лауреатом Международного (Лиссабон, 1964) и Всесоюзного (Киев, 1970) конкурсов пианистов, а также Всесоюзного (Москва, 1963) конкурса композиторов. «Картинки с выставки» Мусоргского – одно из самых замечательных произведений русской и мировой музыкальной классики. Сочинение, созданное в 1874 году – спустя несколько лет после написания оперы «Борис Годунов», отличается исключительным богатством и глубиной содержания, новаторством средств выражения, изумительно стройной формой. «Здесь налицо, – указывал Б.В. Асафьев, – и красочные импрессионистские зарисовки, и экспрессионистские приемы отражения действительности сквозь призму острого субъективного волнения, и сочно-реалистический жанр, и драматический диалог… и быт, и сказка». Концертная сюита И. Худолея по опере Мусоргского «Борис Годунов» воспринимается как гигантская фреска, эпически широкое, многофигурное, трагически окрашенное монументальное полотно. Замысел сюиты возник у И. Худолея из желания ввести в концертный репертуар пианистов гениальную музыку оперы Мусоргского. Внимание автора транскрипции сосредоточено на основных драматургических узлах и музыкальных характеристиках главных действующих лиц. По словам И. Худолея, он опирался на первоначальную редакцию оперы, наиболее близкую стержневым темам пушкинской трагедии, – народ и власть, больная совесть царя Бориса. В сюите в основном сохранен порядок следования номеров в опере. Цельность сюиты обусловлена не только продуманной смысловой драматургией в чередовании образов. Композицию скрепляют также связки между «картинами», построенные на трех темах: Вступление к опере, плач Юродивого, звоны. Весь цикл пронизывает колокольность – черта, столь характерная для музыки Мусоргского и всей русской музыкальной традиции. Жанр данной транскрипции сложно определить: это ни в коем случае не клавир отдельных эпизодов оперы, но и не свободные «вариации на тему». Музыкальный язык обработки основывается в целом на стилистике Мусоргского (оперно-симфонической и фортепианной). Фактурный облик сюиты отвечает её ярко концертной природе, необходимости передачи звучаний оркестра, хора, вокальных голосов, колоколов и т.д. Все эти проблемы решены И. Худолеем блестяще и свидетельствуют о его богатой творческой фантазии, выдающемся пианистическом и композиторском мастерстве. А. Меркулов |