Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Игорь Худолей (р. 1940) – известный советский пианист и композитор – окончил Московскую консерваторию и аспирантуру по классу фортепиано профессора Я.В. Флиера, занимался в классе композиции профессора С.А. Баласаняна, является лауреатом Международного (Лиссабон, 1964) и Всесоюзного (Киев, 1970) конкурсов пианистов, а также Всесоюзного (Москва, 1963) конкурса композиторов.
«Картинки с выставки» Мусоргского – одно из самых замечательных произведений русской и мировой музыкальной классики. Сочинение, созданное в 1874 году – спустя несколько лет после написания оперы «Борис Годунов», отличается исключительным богатством и глубиной содержания, новаторством средств выражения, изумительно стройной формой. «Здесь налицо, – указывал Б.В. Асафьев, – и красочные импрессионистские зарисовки, и экспрессионистские приемы отражения действительности сквозь призму острого субъективного волнения, и сочно-реалистический жанр, и драматический диалог… и быт, и сказка».
Концертная сюита И. Худолея по опере Мусоргского «Борис Годунов» воспринимается как гигантская фреска, эпически широкое, многофигурное, трагически окрашенное монументальное полотно. Замысел сюиты возник у И. Худолея из желания ввести в концертный репертуар пианистов гениальную музыку оперы Мусоргского. Внимание автора транскрипции сосредоточено на основных драматургических узлах и музыкальных характеристиках главных действующих лиц. По словам И. Худолея, он опирался на первоначальную редакцию оперы, наиболее близкую стержневым темам пушкинской трагедии, – народ и власть, больная совесть царя Бориса. В сюите в основном сохранен порядок следования номеров в опере.
Цельность сюиты обусловлена не только продуманной смысловой драматургией в чередовании образов. Композицию скрепляют также связки между «картинами», построенные на трех темах: Вступление к опере, плач Юродивого, звоны. Весь цикл пронизывает колокольность – черта, столь характерная для музыки Мусоргского и всей русской музыкальной традиции. Жанр данной транскрипции сложно определить: это ни в коем случае не клавир отдельных эпизодов оперы, но и не свободные «вариации на тему». Музыкальный язык обработки основывается в целом на стилистике Мусоргского (оперно-симфонической и фортепианной). Фактурный облик сюиты отвечает её ярко концертной природе, необходимости передачи звучаний оркестра, хора, вокальных голосов, колоколов и т.д. Все эти проблемы решены И. Худолеем блестяще и свидетельствуют о его богатой творческой фантазии, выдающемся пианистическом и композиторском мастерстве.
А. Меркулов