4 дня
О сайте6 | SUCD 10 00003 дата записи: 1989, 30 сентября 1986 г. |
В. А. МОЦАРТ (1756 — 1791) Симфония № 28 до мажор, KV 200 1. Allegro spiritoso — 4.56 2. Andante — 6.31 3. Menuetto — 3.55 4. Presto — 3.36 Mecca до мажор, KV 317 «Коронационная» — 27.43 1. Kyrie 2. Gloria 3. Credo 4. Sanctus 5. Benedictus 6. Agnus Dei Аракс Давтян, сопрано (2) Лариса Пятигорская, меццо-сопрано (2) Хорхе Антон, тенор (2) Иньаки Фрезан, бас (2) Хор басков «Орфеон Доностиарра» под управлением Антхона Айестарана (2) Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Дирижер Владимир Спиваков Запись из Большого зала Московской консерватории 30 сентября 1986 года (2) Звукорежиссеры: В. Иванов (1), Э. Шахназарян (2). Редактор Л. Абелян Оформление художника Б. Столярова Всесоюзная студия грамзаписи Записи 1989 (1), 1986 (2) гг. (цифровые) винил А10 00767 008 |
В 1773-1774 годах Вольфганг Амадей Моцарт написал в Зальцбурге девять симфоний (№ 22-30), завершающих вереницу юношеских симфоний композитора. В автографах этих произведений даты сочинения были кем-то зачеркнуты – лишь недавно их удалось уточнить при помощи цветных фильтров. На автографе Симфонии № 28 до мажор, KV 200 удалось разобрать только месяц – ноябрь и число – предположительно 12 или 17. Поэтому произведение датируется ноябрем 1773 года (хотя иногда его относят и к следующему году). Оркестр, звучащий блестяще и нарядно, включает струнные, по паре гобоев, валторн и труб и литавры. Однако в старом полном собрании сочинений Моцарта партия литавр не была напечатана, так как она отсутствовала в рукописной копии, которой пользовался Моцарт. Произведение отличают развернутые масштабы. Удивительной драматургической цельности способствует тематическое единство цикла – лейтинтонация поступенного нисходящего хода от квинтового тона к основному присутствует в начальных темах всех частей. Но основное заключено в образном содержании, где господствует праздничная героика, оттененная не только лирикой и юмором, но и необычайной эмоциональной возбужденностью. Месса до мажор, KV 317 была завершена Моцартом, как отмечено в автографе, 23 марта 1779 года – вскоре после возвращения в Зальцбург из большого путешествия в Мангейм и Париж. Предполагают, что композитор написал ее ко дню увенчания короной иконы Богоматери в церкви Вознесения, поэтому Мессу обычно называют «Коронационной». В этом произведении, хотя еще опирающемся на традиции зальцбургской церковной музыки, уже заметны новые черты. Написанное в жанре праздничной, торжественной мессы (Missa solemnis), оно отличается органичным сочетанием парадного блеска изложения с глубиной и одухотворенностью содержания. Состав исполнителей обширен – четыре солиста (сопрано, альт, тенор, бас) и четырехголосный хор сопровождает монументальный оркестр с участием струнных, парного состава гобоев, валторн и труб, трех тромбонов (поддерживающих по традиции хоровые партии), литавр и органа. При сравнительно лаконичных масштабах (зальцбургский архиепископ Иероним Коллоредо требовал от церковной музыки предельной краткости и простоты) Месса впечатляет богатством музыкальных образов (при общем господстве праздничной монументальности), красотой и щедростью мелодий, филигранной тонкостью письма. * * * В 1897 году двадцать любителей хорового пения организовали группу «Орфеон Доностиарра». С 1968 года художественным руководителем и дирижером хора является Антхон Айестаран. Коллектив ведет широкую гастрольную деятельность. С ним сотрудничают известные певцы, дирижеры, инструменталисты. Хор осуществил многочисленные записи на студиях Испании и других стран, имеет ряд почетных наград. * * * Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» родился благодаря инициативе заслуженного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола скрипача Владимира Спивакова. С дирижерским искусством Владимира Спивакова (а он неоднократно выступал с различными оркестрами и камерными ансамблями) уже познакомились слушатели в нашей стране и за рубежом. Высокий профессионализм, яркий эмоциональный заряд, который несет его искусство, заставляют искренне сопереживать художественным идеям артиста. В состав камерного оркестра «Виртуозы Москвы» вошли музыканты, хорошо известные любителям музыки, – каждый из них ведет активную концертную деятельность, и с каждым из них Спивакова связывают многолетние творческие контакты. |