В 1773-1774 годах Вольфганг Амадей Моцарт написал в Зальцбурге девять симфоний (№ 22-30), завершающих вереницу юношеских симфоний композитора. В автографах этих произведений даты сочинения были кем-то зачеркнуты – лишь недавно их удалось уточнить при помощи цветных фильтров. На автографе Симфонии № 28 до мажор, KV 200 удалось разобрать только месяц – ноябрь и число – предположительно 12 или 17. Поэтому произведение датируется ноябрем 1773 года (хотя иногда его относят и к следующему году). Оркестр, звучащий блестяще и нарядно, включает струнные, по паре гобоев, валторн и труб и литавры. Однако в старом полном собрании сочинений Моцарта партия литавр не была напечатана, так как она отсутствовала в рукописной копии, которой пользовался Моцарт.
Произведение отличают развернутые масштабы. Удивительной драматургической цельности способствует тематическое единство цикла – лейтинтонация поступенного нисходящего хода от квинтового тона к основному присутствует в начальных темах всех частей. Но основное заключено в образном содержании, где господствует праздничная героика, оттененная не только лирикой и юмором, но и необычайной эмоциональной возбужденностью.
Месса до мажор, KV 317 была завершена Моцартом, как отмечено в автографе, 23 марта 1779 года – вскоре после возвращения в Зальцбург из большого путешествия в Мангейм и Париж. Предполагают, что композитор написал ее ко дню увенчания короной иконы Богоматери в церкви Вознесения, поэтому Мессу обычно называют «Коронационной».
В этом произведении, хотя еще опирающемся на традиции зальцбургской церковной музыки, уже заметны новые черты. Написанное в жанре праздничной, торжественной мессы (Missa solemnis), оно отличается органичным сочетанием парадного блеска изложения с глубиной и одухотворенностью содержания. Состав исполнителей обширен – четыре солиста (сопрано, альт, тенор, бас) и четырехголосный хор сопровождает монументальный оркестр с участием струнных, парного состава гобоев, валторн и труб, трех тромбонов (поддерживающих по традиции хоровые партии), литавр и органа. При сравнительно лаконичных масштабах (зальцбургский архиепископ Иероним Коллоредо требовал от церковной музыки предельной краткости и простоты) Месса впечатляет богатством музыкальных образов (при общем господстве праздничной монументальности), красотой и щедростью мелодий, филигранной тонкостью письма.
* * *
В 1897 году двадцать любителей хорового пения организовали группу «Орфеон Доностиарра». С 1968 года художественным руководителем и дирижером хора является Антхон Айестаран. Коллектив ведет широкую гастрольную деятельность. С ним сотрудничают известные певцы, дирижеры, инструменталисты.
Хор осуществил многочисленные записи на студиях Испании и других стран, имеет ряд почетных наград.
* * *
Камерный оркестр «Виртуозы Москвы» родился благодаря инициативе заслуженного артиста РСФСР, лауреата премии Ленинского комсомола скрипача Владимира Спивакова. С дирижерским искусством Владимира Спивакова (а он неоднократно выступал с различными оркестрами и камерными ансамблями) уже познакомились слушатели в нашей стране и за рубежом. Высокий профессионализм, яркий эмоциональный заряд, который несет его искусство, заставляют искренне сопереживать художественным идеям артиста. В состав камерного оркестра «Виртуозы Москвы» вошли музыканты, хорошо известные любителям музыки, – каждый из них ведет активную концертную деятельность, и с каждым из них Спивакова связывают многолетние творческие контакты.