3 дня
О сайте6 | SUCD 10 00029 1990, дата записи: 1982 |
1. А. ЛЯДОВ Полонез до мажор, соч. 49 (Памяти А. Пушкина) — 7.38 2. Полонез ре мажор, соч. 55 — 4.31 3. А. АРЕНСКИЙ Полонез ре мажор из Сюиты № 3, соч. 33 — 2.53 4. Э. НАПРАВНИК Полонез из оперы «Дубровский»— 4.37 5. М. ГЛИНКА Вальс из оперы «Иван Сусанин» — 5.32 6. А. АРЕНСКИЙ Вальс из Сюиты № 3, соч. 33 — 1.34 7. П. ЧАЙКОВСКИЙ Вальс из балета «Лебединое озеро» — 7.18 8. Вальс из балета «Спящая красавица» — 4.35 9. Вальс из балета «Щелкунчик» — 6.45 10. М. ГЛИНКА Полонез из оперы «Иван Сусанин» — 4.35 11. П. ЧАЙКОВСКИЙ Полонез из балета «Лебединое озеро» — 7.12 12. Полонез из оперы «Евгений Онегин» — 4.57 Общее время звучания: 62:47 Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ Из серии "Антология русской симфонической музыки. Дирижер Е. Светланов" (№ 80) Звукорежиссеры: С. Пазухин, М. Кожухова Редактор: Л. Абелян, Оформление художника: В. Байкова Фото: А. Сапроненкова (Павловск. Тронный зал) |
В русской музыкальной культуре – как оперной, так и симфонической – обращает на себя внимание многочисленность двух западно-европейских танцев: полонезов и вальсов. Эти танцы так прочно укоренились на российской художественной почве и породили столько шедевров отечественной музыки, что вполне естественно воспринять их как своеобразное и значительное явление русской музыкальной культуры. Польский торжественный танец-шествие – полонез – проник в русский быт и композиторское творчество еще в конце ХVIII века. Инструментальные и хоровые полонезы сочиняли еще предшественники М. Глинки. Но в творчестве Глинки полонез, бывший в основном атрибутом общественной и придворной жизни, преобразился, став полноценным фактом русского искусства. Глинкинская традиция полонеза развивалась богато и плодотворно в операх и балетах русских композиторов ХIХ века. Необыкновенно богаты традиции русского вальса, который является воплощением изящества, пластики, особой душевной открытости и очарования. Эти свойства отчасти появились уже уже в вальсе из «польского» акта оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: его прекрасные мелодии, лёгкая, воздушная инструментовка создают грациозный, мечтательный образ. Драгоценная страница русского музыкального наследия – вальсы П. Чайковского. В балетах великого композитора вальсы – обычно «моменты светлой лирики, выражение торжествующей красоты, мощи и чувственного обаяния жизни; в них с особенной непосредственностью раскрывается лирическая стихия творчества П. Чайковского» (Д. Житомирский). При этом в изложение и развитие прекрасных мелодий композитор вносит свою захватывающую музыкальную драматургию, выступая истинным реформатором балетного танца. «В полонезах и вальсах, созданных в России, проявились две стороны нашей музыкальной классики, два совершенно различных типа высказывания; у каждого – своя история, – говорит Евгений Федорович Светланов. – Интересно, что полонез, будучи танцем польского происхождения, именно в России получил блестящее воплощение. Прежде всего, конечно, речь идет об оперных и балетных полонезах. Даже в сценически сходных ситуациях они совершенно разные! Иная грань русской музыки – многочисленные вальсы; это – сама лирика. Здесь «королями» я назвал бы Чайковского и Глазунова. А вообще замысел подобной записи основан на том, что вальсы и полонезы – не произвольно выхваченный фрагмент истории отечественной музыки, а исполненный внутреннего значения, с собственным развитием, важный пласт этой истории». Л. Крылова |