Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В русской музыкальной культуре – как оперной, так и симфонической – обращает на себя внимание многочисленность двух западно-европейских танцев: полонезов и вальсов. Эти танцы так прочно укоренились на российской художественной почве и породили столько шедевров отечественной музыки, что вполне естественно воспринять их как своеобразное и значительное явление русской музыкальной культуры.
Польский торжественный танец-шествие – полонез – проник в русский быт и композиторское творчество еще в конце ХVIII века. Инструментальные и хоровые полонезы сочиняли еще предшественники М. Глинки. Но в творчестве Глинки полонез, бывший в основном атрибутом общественной и придворной жизни, преобразился, став полноценным фактом русского искусства. Глинкинская традиция полонеза развивалась богато и плодотворно в операх и балетах русских композиторов ХIХ века.
Необыкновенно богаты традиции русского вальса, который является воплощением изящества, пластики, особой душевной открытости и очарования. Эти свойства отчасти появились уже уже в вальсе из «польского» акта оперы
М. Глинки «Иван Сусанин»: его прекрасные мелодии, лёгкая, воздушная инструментовка создают грациозный, мечтательный образ.
Драгоценная страница русского музыкального наследия – вальсы П. Чайковского. В балетах великого композитора вальсы – обычно «моменты светлой лирики, выражение торжествующей красоты, мощи и чувственного обаяния жизни; в них с особенной непосредственностью раскрывается лирическая стихия творчества П. Чайковского»
(Д. Житомирский). При этом в изложение и развитие прекрасных мелодий композитор вносит свою захватывающую музыкальную драматургию, выступая истинным реформатором балетного танца.
«В полонезах и вальсах, созданных в России, проявились две стороны нашей музыкальной классики, два совершенно различных типа высказывания; у каждого – своя история, – говорит Евгений Федорович Светланов. – Интересно, что полонез, будучи танцем польского происхождения, именно в России получил блестящее воплощение. Прежде всего, конечно, речь идет об оперных и балетных полонезах. Даже в сценически сходных ситуациях они совершенно разные! Иная грань русской музыки – многочисленные вальсы; это – сама лирика. Здесь «королями» я назвал бы Чайковского и Глазунова. А вообще замысел подобной записи основан на том, что вальсы и полонезы – не произвольно выхваченный фрагмент истории отечественной музыки, а исполненный внутреннего значения, с собственным развитием, важный пласт этой истории».
Л. Крылова