6 дней
О сайте2 | MEL CO 0550 дата записи: 1979 |
ГИЯ КАНЧЕЛИ 1 Симфония № 4 «Памяти Микеланджело» (1975) 24.56 2 Симфония № 5 (1976) 25.34 Общее время: 50.30 Государственный симфонический оркестр Грузии Дирижер - Джансуг Кахидзе Записи 1978 г. Звукорежиссер - Михаил Килосанидзе Ремастеринг - Елена Барыкина винил С10—12551-2 переиздание на CD см. SUCD 10 00130 |
буклет ------- Среди советских композиторов, получивших широкую известность в последние годы, Гия Канчели занимает одно из первых мест, как музыкант исключительной одаренности, создавший самобытный симфонический стиль. Творческие интересы Канчели реализуются в двух в какой-то мере полярно противоположных и одновременно тесно взаимосвязанных жанрах – симфонии и кинотеатральной музыки. Именно в кино и драме обострялось его чувство конкретного характера, протяженности времени, драматической ситуации, именно там оттачивалось его мастерство монтажа. Десятки кинокартин и театральных постановок (среди них музыка к «Кавказскому меловому кругу» Брехта, «Ричарду III» Шекспира, мюзиклу «Ханума» Цагарели, фильмам «Не горюй», «Кавказский пленник», «Необыкновенная выставка», «Мимино» и другим) – бесконечное множество образов, жизненных ситуаций, возможно, воздействовавших и на симфонии композитора. В пяти симфониях Канчели возникает своеобразный мир, наполненный возвышенными мыслями и сильными страстями, в котором история и современность не просто дополняют друг друга, а составляют единое целое. Музыка композитора – как бы оттиск нашего времени. Искусство Канчели обладает внутренней гармонией, удивительной пластичностью. Четвертая симфония «Памяти Микеланджело» написана в 1975 году. В ней композитор отдал дань глубочайшего уважения великому художнику Возрождения, запечатлевшему в своих творениях мощь человеческого гения, величие его духа, страдания и борьбу во имя торжества разума. Симфония переносит нас в ту отдаленную эпоху (в какой-то мере даже воссоздавая ее звуковой колорит), но пронизана она тревогой за судьбы современного мира и искусства. Отсюда игра светотени, тональность глубочайшей печали и озаренности, которая сохраняется на протяжении всего сочинения. Симфония № 4 одночастная. Все линии развития в ней возникают из нескольких звуковых характеристик, порою образующих многоплановые наслоения, сближающихся между собою или контрастирующих друг с другом. Из колокольного звона рождается главная тема симфонии (мелодия скрипок), в колокольных же звонах она и растворяется. Задумчивую главную тему дополняют другие характерные мотивы: это, в частности, хорал струнных, соединенный с мотивом арфы. Однако самый впечатляющий интонационный образ симфонии – очаровательный мотив челесты на фоне переборов арфы, утонченная стилизация лютневой музыки. Пятая симфония написана в 1976 году и посвящена памяти родителей композитора. Среди сочинений Г. Канчели она выделяется сумрачным тоном, сгущенным драматизмом. Ее можно было бы назвать симфонией-монологом, окрашенным в трагедийные тона. И тем не менее, хотя симфония и завершается траурной музыкой и недозвучавшим до конца мотивом светлой мечты, тяжести испытаний в ней противостоит непреклонный дух, стремление к красоте. Два полюса симфонии обнаруживаются в заглавной же антитезе, сопоставлении хрупкого мотива челесты, ассоциирующегося с наивными детскими песнями, и судорожного всплеска струнных, знаменующего смятение, состояние крайней тревоги. Каждый из образов дополняется рядом других, углубляющих контраст между ними. Форма симфонии отмечена цельностью и гибкостью, в ней своеобразно претворены черты рондо с двумя взаимоконтрастными рефренами лейтмотивами. Композитор и в этом сочинении демонстрирует блестящее мастерство монтажа, придавая симфонии яркость театрального спектакля, но прежде всего восхищает своей глубиной, энергией мысли. Четвертая и Пятая симфонии Г. Канчели записаны на пластинку народным артистом Грузинской ССР, лауреатом премии имени Шота Руставели Джансугом Кахидзе. Он обрел славу превосходного музыканта, тонкого интерпретатора музыки разных эпох и стилей. В репертуаре дирижера более тридцати опер и балетов, творения Гайдна и Прокофьева, Бетховена и Шостаковича, Берлиоза и Стравинского, Р. Штрауса и Малера. Исполнение Кахидзе изобилует тонкими нюансами, отличается глубиной и естественностью, самая же значительная черта его искусства – цельность и продуманность замысла, ясность формы, скульптурная вычерченность образов. Думается, что Кахидзе в совершенстве постиг музыку Гии Канчели оттого, что любит ее и по достоинству ценит ее красоту. Их содружество основано на глубочайшем творческом доверии. Оба они нарушают довольно распространенное представление о неуемности южного темперамента: напротив, их искусство строгое, в нем нет преувеличенного пафоса. Оба музыканта, каждый в своей сфере, обращает на себя внимание не только исключительной силой воображения, но не менее значительным даром обуздывать фантазию, подчинять ее идее, концепции, рожденной их собственным отношением к миру. Кахидзе великолепно воплощает в своих интерпретациях ясность, отточенность и красоту формы, присущие музыке Канчели. Г. Орджоникидзе РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ РЕМАСТЕРИНГ – ЕЛЕНА БАРЫКИНА ДИЗАЙН – ИЛЬДАР КРЮКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН |