2 дня
О сайте2 | MEL CO 0561 2020, дата записи: 1961, 1981 |
Александр Мосолов Концерт № 1 для фортепиано с малым оркестром, соч. 14 (1926–1927) 1 I. Concerto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 08:32 2 II. Tema con concertini . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11:14 3 III. Toccata . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03:55 4 «Завод. Музыка машин», фрагмент балета «Сталь», соч. 19 . . . . . . . . . . . . 03:18 «Солдатские песни», сюита для оркестра русских народных инструментов (1957) 5 1. Походная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03:53 6 2. Песня родного края . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 03:54 7 3. Песня молодых конников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 02:27 Общее время: 37:18 Русудан Хунцария, фортепиано (1–3) Государственный академический симфонический оркестр СССР Дирижеры – Владимир Кожухарь (1–3), Евгений Светланов (4) Государственный академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова Дирижер – Виталий Гнутов (5–7) Записи: 1981 (1–3), 1961 (5–7) гг.; с концерта 27 сентября 1975 года (4) Звукорежиссеры: П. Кондрашин (1–3), И. Вепринцев (4) винил С10 17429 008 К 120-летию со дня рождения Александра Мосолова «Фирма Мелодия» выпустила цифровой альбом, где представлена живая запись с того памятного концерта 1975 года в Большом зале Московской консерватории, когда исполнением симфонической картины «Завод» Евгений Светланов реабилитировал музыку опального композитора. Судьба Александра Мосолова – одна из тех, по которой прошла «железная поступь» отечественной истории ХХ века. Он начинал в 1920-е годы как «ультрасовременный модернист», едва ли не самый талантливый член АСМ (Ассоциации современной музыки). Затем последовали критика от «пролетарских» музыкантов, травля за «формализм» и запрет на исполнение сочинений, арест в 1937 году и освобождение по ходатайству учителей (Глиэра и Мясковского). Дальнейший длительный композиторский путь А. Мосолова прошел в мучительных поисках «нового лица» и безуспешной борьбе с идеологическим бойкотом – на протяжении десятилетий его музыка почти не звучала в СССР. «Завод. Музыка машин» (для неосуществленного балета «Сталь») – звуковой символ отечественного авангарда, шлягер советской академической музыки 1920-х годов. В альбоме также представлены «антиромантический» фортепианный концерт и Сюита для оркестра народных инструментов, отражающие иные стилистические искания автора. Фортепианный концерт, почти полвека считавшийся утраченным) – дебют Александра Мосолова в крупной форме; он был написан вскоре после окончания Московской консерватории. Сюита «Солдатские песни» – образец позднего творчества Мосолова, сосредоточившего свои интересы на обработках фольклорных источников. Произведения Александра Мосолова звучат в исполнении Госоркестра СССР под управлением Владимира Кожухаря и Евгения Светланова. В концерте солирует грузинская пианистка Русудан Хунцария – одна из первых пропагандисток музыки советского авангарда. Сюиту исполняет Государственный академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Осипова (дирижер В. Гнутов). |
буклет ------- Александр Васильевич Мосолов родился в Киеве 29 июля (11 августа) 1900 года; через несколько лет семья переехала в Москву. В 1925 году он окончил Московскую консерваторию по классам композиции (у Р.М. Глиэра и Н.Я. Мясковского) и фортепиано. Был членом Ассоциации современной музыки, затем членом Союза композиторов. В 20-е годы Мосолов был одним из самых ярких представителей советской музыки. С конца 20-х годов начинается увлечение композитора фольклором союзных республик и областей РСФСР. Интерес к фольклору сказался в музыке композитора 1930–1960 годов. В последний период (Мосолов умер 12 июля 1973 года) его творчество было тесно связано с Северным русским народным хором. Александр Мосолов — автор нескольких симфоний, опер, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений. Среди его сочинений 20-х годов широкую известность имели вокальные циклы «Детские сценки» и «Газетные объявления», струнный квартет, «Завод». Рожденная в послереволюционное десятилетие, музыка Мосолова 20-х годов неразрывно связана с новыми исканиями в советском искусстве. В симфонических сочинениях 1926–1928 годов сказались новаторские тенденции, сближающие творчество Мосолова с течением конструктивизма, завладевшего в те годы умами многих советских художников. Таковы Первый фортепианный концерт и «Завод». Судьба их различна. Первый фортепианный концерт, соч. 14, был создан в 1926–1927 годах и прозвучал год спустя в Ленинграде и Москве в исполнении автора и Николая Малько за дирижерским пультом. Несколько раз он с успехом исполнялся за рубежом. Затем исполнительская жизнь концерта прервалась; сочинение считалось утраченным. Концерт совмещает в себе черты классического трехчастного концерта и традиции старинного Concerto Grosso, по-новому претворенного в XX веке А. Казеллой, Э. Кшенеком, П. Хиндемитом в его Концерте для оркестра. Состав оркестра назван Мосоловым «малым», но, по существу, он камерный. Слушатели 20-х годов не без оснований восприняли Концерт как антиромантический: «Характер его музыки суровый и жесткий. В ней нет “ни звуков сладких, ни молитв”, она антипсихологична, вся земная и материальная, иногда пронизана машинными ритмами. Мосолов – музыкальный конструктивист», – писал музыкальный критик Антон Углов. Нерв музыки – в безудержном динамизме жизнеощущения, который ищет выхода в различного рода моторике. Отсюда токкатность тематизма и фактуры (как фортепианной, так и оркестровой), эпатирующая диссонантность гармонии, конструктивная четкость ритма, приверженность к остинатной технике, а кроме того – яркость колорита, внезапность смен настроения и типов движения. Характерность тем, а также недвусмысленная их хореографичность (возможно, Концерт мог бы найти свою жизнь и в хореографическом воплощении) подсказали композитору форму, к которой он и в других сочинениях питал явную склонность. Ее суть – в сюитности почти мейерхольдовского плана: сонатная форма напоминает монтаж контрастных эпизодов, разобщенных жанрово, метрически и темпово; контрастны также и типы ритмических остинато. Если в крайних частях Концерта на первый план выступает состязание фортепиано и оркестра, трактованного как многокрасочное целое, то вторую часть, Tema con concertini, композитор построил как соревнование концертирующих групп оркестра. Эта часть – средоточие самых остроумных и озорных музыкальных изобретений. Свойственный той эпохе дух коллективного музицирования, где каждый инструмент сохраняет свое артистическое «я», претворен здесь в веселой, полной юмора игре-состязании, без сомнения впитавшей опыт джазовой импровизации. Цикл из девяти вариаций полон жанровых контрастов. Доминирует дух игры и буффонады, подчеркнутой тем, что в форме-потоке нет членений между отдельными вариациями: одни инструменты еще не закончили свои soli, другие уже начали свою вариацию. Краткий, стремительный финал, Toccata, построен на противопоставлении блестящего фантастического звучания верхних регистров и дикой мощи басового. Концерт требует от пианиста чувства ритма, блестящей крупной техники и колористического воображения. В октябре 1980 года после 50-летнего перерыва Концерт прозвучал в Москве в исполнении Русудан Хунцария. Почти одновременно он был сыгран во Франции на выставке «Париж – Москва». Иначе сложилась судьба «Завода»: он стал одним из «шлягеров» концертной жизни 20-х годов. «Завод (музыка машин)», соч. 19 (1926–1928) представляет собой оркестровый эпизод из балета «Сталь», написанного Мосоловым по заказу Большого театра. В 1927 году одна из редакций «Завода» прозвучала в качестве первой части симфонической сюиты «Сталь» в концерте, посвященном десятилетию Октября, под управлением Константина Сараджева. Успех «Завода» был столь велик, что повлек за собой его многократные исполнения в виде отдельной пьесы. Сочинение стало репертуарным на Западе. «Завод», – писал Николай Малько, – исполняется теперь всюду в Европе и не так давно в Нью-Йорке под управлением Тосканини». Причины успеха «Завода» во многом кроются в актуальности для 20-х годов его урбанистической темы. «Завод» стал в один ряд с такими новинками советской культуры и искусства, как постройки братьев Весниных, проекты Константина Мельникова, модели «Памятника 26 комиссарам» Георгия Якулова, монумента III Интернационала Владимира Татлина, спектакль Мейерхольда «Клоп» в оформлении Александра Родченко, опера Владимира Дешевова «Лед и сталь» в постановке Сергея Радлова и другие. Много работавший в театре Татлин утверждал, будто современная фабрика представляет собой высший образец оперы и балета. Александр Мосолов несомненно стремился создать в музыке впечатление огромного работающего механизма. Музыка воздействует сочетанием яркой звукоизобразительности, ритмической энергии и лаконичности: пьеса длится чуть больше трех минут. Эффект все нарастающего механического движения достигнут простыми и броскими средствами: основой произведения становится его первый такт: «вращающаяся» фигурка у альтов и кларнетов на фоне ревущего crescendo тромбона и тубы. В звучание постепенно включаются все новые фактурные детали: пронзительные фразки у труб, флейт, сверкающие флажолеты у скрипок, удары тамтама и, наконец, раскаты железного листа, специально введенного в состав оркестра. Средний раздел сочинения намеренно насыщен жесткими, скрежещущими диссонансами медных инструментов. Центром симфонического эпизода является плакатная, нарочито угловатая тема валторн; исполнители должны встать. В 60-е – 70-е годы «Завод» получил не только новую исполнительскую жизнь на концертной эстраде, но и балетное воплощение, для которого он и был задуман. Его ставили во Франции, Чехословакии, а в 1975 году после большого перерыва он был исполнен в Москве под управлением Евгения Светланова. На этой пластинке записана также сюита «Солдатские песни» для оркестра русских народных инструментов, относящаяся к последнему периоду творчества Александра Мосолова. Инна Барсова Руководители проекта : Андрей Кричевский, Карина Абрамян Редактор – Татьяна Казарновская Ремастеринг – Елена Барыкина Дизайн – Ильдар Крюков Перевод – Николай Кузнецов Цифровое издание: Дмитрий Масляков , Роман Томлянкин |