3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02595 2019, дата записи: 2018 |
Людвиг ван Бетховен Соната для скрипки и фортепиано № 8 Соль мажор, соч. 30 № 3 1 I. Allegro assai . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.33 2 II. Tempo di Minuetto, ma molto moderato e grazioso . . . . . . . . . . . . . . 9.05 3 III. Allegro vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.36 Франц Шуберт Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, соч. 162; D. 574 (Grand Duo) 4 I. Allegro moderato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.26 5 II. Scherzo. Presto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.14 6 III. Andantino . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.33 7 IV. Allegro vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.58 Эдвард Григ Соната для скрипки и фортепиано № 3 до минор, соч. 45 8 I. Allegro molto ed appassionato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.56 9 II. Allegretto espressivo alla Romanza . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.09 10 III. Allegro animato . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.32 Фриц Крейслер – Сергей Рахманинов 11 «Муки любви», 1905 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.19 Фриц Крейслер 12 «Прекрасный розмарин», 1905 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.28 13 Маленький венский марш, 1925* . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.39 Общее время: 78.33 Дмитрий Ситковецкий, скрипка Лукас Генюшас, фортепиано * доступно только в цифровом издании Запись 2018 г. Звукорежиссер – Михаил Спасский АССИСТЕНТ ЗВУКОРЕЖИССЕРА – ИГОРЬ СОЛОВЬЕВ РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТА – МАРИНА БЕЗРУКОВА ДИЗАЙН – АННА КИМ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ФОТО: ИРА ПОЛЯРНАЯ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН Крейслер и Рахманинов… Величайшие музыканты-исполнители ХХ века были близкими друзьями и много выступали вместе. Но лишь трижды они встретились в студии для ансамблевой записи крупных произведений – восьмой скрипичной сонаты Бетховена, третьей скрипичной сонаты Грига и Большого дуэта (сонаты) для скрипки и фортепиано Шуберта. Фирма «Мелодия» выпустила диск, на котором эти же сонаты исполняют два музыканта уже XXI столетия. Они принадлежат к разным поколениям, но связаны долгой семейной дружбой, принадлежностью к выдающимся музыкальным династиям и, главное – преемственностью великой русской традиции музыкально-исполнительского искусства. Оба музыканта успешно выпускают диски на крупных лейблах, получая высокую оценку критиков. Л. Генюшас нередко выступал под управлением Д. Ситковецкого-дирижера, но как ансамблисты они впервые встретились для осуществления этого проекта. «Камерная музыка – одна из высших форм музицирования», – говорит Л. Генюшас. В первом совместном диске Дмитрий Ситковецкий и Лукас Генюшас демонстрируют удивительное гармоничное единство ансамбля, сочетание яркого артистического темперамента и сдержанного благородства истинного «академического» стиля, которым отличались концертные встречи Крейслера и Рахманинова. Дмитрий Ситковецкий – скрипач и дирижер, сын прославленных исполнителей ХХ века Юлиана Ситковецкого и Бэллы Давидович, ученик Игоря Безродного; на его счету десятилетия сольных концертных выступлений в престижнейших залах Европы и США, руководство известными российскими и американскими симфоническими коллективами. Лукас Генюшас – серебряный лауреат Международных конкурсов имени П.И. Чайковского в Москве и имени Ф. Шопена в Варшаве, внук и воспитанник одной из лучших учениц Льва Оборина, выдающегося педагога Веры Горностаевой, сын профессора Московской консерватории Ксении Кнорре; признанный интерпретатор романтической музыки. |
буклет ---------- «Камерная музыка – одна из высших форм музицирования, она учит многому» Лукас Генюшас Общаясь с российскими и зарубежными музыкантами на протяжении многих лет, замечаешь, что некоторые темы годами повторяются из одного разговора в другой. Одна из них – выпуск новых записей: как минимум с начала 2000-х крупнейшие мировые исполнители, от дирижера Пааво Ярви и скрипача Томаса Цетмайра до виолончелиста Миши Майского и певицы Красимиры Стояновой, говорят о том, как трудно выпускать новые диски в условиях мирового кризиса звукозаписи, и тем не менее продолжают это делать. Как им это удается и для чего, если сегодня в интернете можно найти почти любую запись? На вопрос все отвечают по-разному. Для одних это возможность представить редкий репертуар, для других – надежда оставить исторический документ, для третьих – попытка зафиксировать новую интерпретацию хорошо известного произведения, для четвертых – ответ на пожелания слушателей. Этот диск не относится ни к одному из названных случаев. Его замысел родился в точке пересечения двух идей, которые не просто подвели под эту запись теоретическую базу, но воистину одухотворили ее. Первая из них – приношение двум великим музыкантам, Сергею Рахманинову и Фрицу Крейслеру: как известно, эти два титана были дружны и много лет выступали в ансамбле. Вместе они записали, однако, только три произведения из своего репертуара, три сонаты для скрипки и фортепиано: Сонату № 8 соль мажор Бетховена, Сонату ля мажор (Дуэт) Шуберта, Сонату № 3 до минор Грига. Переиздание этой легендарной записи, сделанной в 1928 году, несколько лет назад было выпущено «Мелодией». В знак любви и безграничного уважения к двум гениям Дмитрий Ситковецкий и Лукас Генюшас исполняют программу, ставшую единственной совместной записью Рахманинова и Крейслера, дополняя ее еще двумя пьесами. «Лукас замечательно играет Рахманинова, тогда как фигура Крейслера была для него во многом открытием, – рассказывает Дмитрий Ситковецкий. – А я с ними обоими как музыкант давно “общаюсь”: в 1979 году мне довелось стать победителем I конкурса имени Крейслера, и первый мой диск состоял из транскрипций, сделанных этим великим аранжировщиком. Что касается Рахманинова, его музыка постоянно окружала меня и дома, и в ЦМШ, и в Консерватории. Так случилось, что эти два гиганта, эти две огромные личности записали вместе только три сонаты. Их я играл много раз, чаще всего, наверное, Грига: еще в 1982 году вместе с мамой [пианисткой Бэллой Давидович – И. О.] мы записали все три его скрипичные сонаты. Моя же идея состояла еще и в том, чтобы Лукас записал одну из крейслеровских транскрипций Рахманинова. Из “Радости любви” Рахманинов сделал огромную пьесу, – почти фортепианный концерт! – уйдя от оригинала достаточно далеко. А “Муки любви” ближе к оригиналу, и мне показалось, что эта пара пьес, “Муки любви” и “Прекрасный розмарин”, увенчает нашу идею посвящения Крейслеру и Рахманинову: не только сонаты, которые они записали, но и их пьесы». Другая магистральная линия, ставшая основой этой записи, – давняя дружба двух семей, двух знаменитых музыкальных династий, представителями которых являются два музыканта. Дмитрий Ситковецкий – сын безвременно ушедшего скрипача Юлиана Ситковецкого и замечательной пианистки Бэллы Давидович, недавно отметившей 90-летие. Лукас Генюшас – внук и воспитанник Веры Горностаевой, выдающегося педагога и пианиста. В своей книге «Диалоги» Ситковецкий называет «ближайшей подругой буквально с колыбели» пианистку Ксению Кнорре, мать Генюшаса. Таким образом, речь не просто о встрече представителей двух династий, но о близкой – почти родственной – дружбе, которая самым естественным образом стала и творческой дружбой. «Я воспринимаю Дмитрия почти как родственника, – рассказывает Лукас Генюшас. – Мы много лет ходили вокруг идеи подобного проекта, нередко выступали вместе как дирижер и солист, а теперь записались в дуэте. Мне было очень интересно соприкоснуться с таким музыкантом, как он, постараться воспринять что-то из его огромного опыта… Как для ансамблиста программа для меня была особенно любопытной: я не играл прежде ни одно из этих сочинений. Камерная музыка – одна из высших форм музицирования, она учит многому. После ухода моей бабушки я не решился идти ни к какому другому педагогу. Но учиться никогда не перестаешь, и наш проект с Дмитрием для меня – прекрасная возможность поучиться». Исполнителю, происходящему из музыкальной семьи, особенно трудно соответствовать ожиданиям коллег и слушателей. В той же книге «Диалоги» Ситковецкий вспоминает: «…меня везде знали как сына Бэллы Давидович и великого, рано ушедшего Юлиана Ситковецкого. Это угнетало довольно-таки сильно. Мне хотелось определить, на что я способен сам». Едва ли легче было Лукасу Генюшасу, музыканту уже в четвертом поколении. Вера Горностаева вспоминала в одном из поздних интервью: «В 2016 году исполнится 100 лет нашей династии в стенах Московской консерватории. Мама была знаменитым детским педагогом, я связала жизнь с исполнительством и преподаванием, дочь Ксения Кнорре – преподаватель фортепиано в Консерватории, у нее в классе много учеников. Но мой внук Лукас Генюшас сделал самую большую карьеру из всех нас». Тем выше ответственность музыканта, о котором сказаны такие слова и за которым стоит столько выдающихся личностей, тем выше доверие к нему. И Дмитрий Ситковецкий, и Лукас Генюшас – исполнители международного класса – это доверие оправдывают. Ситковецкий – всемирно известный скрипач и дирижер, создатель многочисленных транскрипций, постоянный участник международных фестивалей, многие из которых возглавлял, основатель камерного оркестра New European Strings. Генюшас – лауреат крупнейших международных состязаний, среди которых конкурсы имени Джины Бахауэр в США (2010, I премия), имени Шопена в Польше (2011, II премия), имени Чайковского в России (2015, II премия), выступающий на лучших сценах мира. Его записи выпущены рядом крупных лейблов, среди которых и «Фирма Мелодия», издавшая сольный диск Генюшаса «Эмансипация консонанса», а также записи ряда камерных сочинений и Фортепианного концерта № 1 Шостаковича. Тем более примечательно, что у Ситковецкого это всего лишь первая запись на «Мелодии». И тем интереснее задать обоим музыкантам вопрос о том, что значат для них эта дружба семей, эта верность семейному делу. «Не думаю, чтобы это впрямую влияло на нашу игру, – отвечает Генюшас. – Но в ансамбле с Дмитрием я чувствую себя очень комфортно. В нашем общении исключены нередко встречающиеся между музыкантами пикировка, аррогантность… у нас этого нет и не может быть, что очень помогает делу». Мысль продолжает Ситковецкий: «Что значит этот бэкграунд? Он гарантирует наличие комфортной зоны, где можно заниматься музыкой безо всяких побочных эффектов. У нас нет и не может быть трений: со многими предложениями Лукаса я соглашаюсь не меньше, чем он с моими. Для меня в этом сотрудничестве очень важна связь поколений, связь наших семей, возможность работы с музыкантом, которого я знаю почти с рождения, ставшим настоящим мастером: здесь очень много связывающих элементов, чтобы не сделать что-то вместе. Мне уже заранее был чрезвычайно интересен свежий взгляд молодого музыканта на эти сочинения, а в процессе стало еще интереснее: как ансамблист Лукас превзошел мои ожидания. Я очень доволен и воодушевлен этим проектом». Илья Овчинников Человек эпохи Возрождения, обладающий магнетической творческой силой, Дмитрий Ситковецкий получил мировое признание во многих областях музыкальной жизни как успешный исполнитель, автор транскрипций, дирижер и вдохновитель необычных постановок. За свою более чем сорокалетнюю карьеру скрипач-виртуоз, обладающий колоссальным камерным репертуаром, исполнил и записал более 40 дисков со скрипичными концертами в сопровождении лучших европейских оркестров, таких как Лондонский симфонический, оркестр «Филармония», оркестр «Академии Святого Мартина в полях», Королевский Концертгебау; с такими легендарными дирижерами, как сэр Иегуди Менухин, сэр Колин Дэвис, сэр Невилл Марринер, Марис Янсонс и другими. Как солист Ситковецкий играл с самыми лучшими оркестрами мира: Берлинской филармонией, оркестрами Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорка, Кливленда, Лос-Анджелеса, Гевандхауса, Баварского радио, симфоническим оркестром NHK, Санкт-Петербургским филармоническим, Большим симфоническим оркестром имени Чайковского, Российским национальным оркестром, Московским симфоническим оркестром и другими. Как дирижер Дмитрий стоял за пультом таких знаменитых оркестров как Лондонский и Королевский филармонические, оркестров Сан-Франциско, Миннесоты, Далласа, Шанхая, Пекина, Токио, Оркестрового ансамбля Парижа, Оркестра делла Тоскана, ГАСО имени Светланова, оркестра «Новая Россия» и т. д. В ближайшие сезоны Ситковецкий также выступит с Японским оркестром столетия (Осака), Люцернским симфоническим, Словенским филармоническим и др. В 1990 году Ситковецкий основал оркестр New European Strings (NES), собрав выдающихся музыкантов из лучших европейских ансамблей для гастрольных проектов, например, для выступления на фестивале Энеску, или записей. Этот оркестр остается его «музыкальной семьей», состоящей из музыкантов как русской так и западной школ, отражая историю жизни Дмитрия Ситковецкого. В качестве музыкального директора симфонического оркестра Гринсборо (ГСО) Дмитрий Ситковецкий провел более 100 различных концертов с такими солистами, как Бэлла Давидович, Пинхас Цукерман, Ефим Бронфман, Эмануэль Акс, Гаррик Олссон и Линн Харрелл. Кроме того, он исполнил десятки камерных программ в серии Rice Toyota «Ситковецкий & друзья», которую создал в 2004 году. В афише сезона 2018/19 серии – Барри Дуглас, Джейми Ларедо, Шарон Робинсон, Андрес Диас и Лукас Генюшас, которые будут играть как с Дмитрием, так и с лучшими музыкантами ГСО. Дмитрий Ситковецкий также принимал участие в художественном руководстве таких оркестров, как симфонический оркестр Кастилии и Леона (Artist in Residence, 2006–2009), ГАСО имени Светланова (главный приглашенный дирижер, 2002–2005), и оркестр Ольстера (главный дирижер и художественный руководитель). Умение превратить любой художественный проект в долгожданное событие, позволяет Ситковецкому участвовать в создании концепций, разработке программ и проведении фестивалей, таких как Корсхольмский фестиваль в Финляндии в 1980-х годах, Международный музыкальный фестиваль в Сиэтле и музыкальный фестиваль «Шелковый путь» в Баку в 1990-х годах, а также Фестиваль дель Соле в Тоскане. В сезоне 2018/19 Дмитрий Ситковецкий принимает участие в Транссибирском фестивале Вадима Репина в качестве главного приглашенного артиста. Ситковецкий – желанный гость многих крупнейших скрипичных конкурсов, он является членом жюри XVI Международного конкурса имени Чайковского, конкурсов в Индианаполисе, Монреале. Яркие события предыдущих сезонов включают в себя 15-й тур по Японии длительностью в месяц; дебютный TED Talk о силе любопытства; выход в свет первой книги Дмитрия Ситковецкого «Диалоги»; а также четыре аншлаговых показа мультижанровой мультимедийной постановки «Черт, солдат и скрипка» по мотивам «Истории солдата» Игоря Стравинского в Концертном зале имени П. И. Чайковского в Москве, в Мюзик-холле в Санкт-Петербурге, во Дворце Республики в Минске, в сотрудничестве с Владимиром Познером и Андреем Макаревичем. Имя Дмитрия Ситковецкого давно стало синонимом искусства транскрипции. Его знаковые транскрипции «Гольдберг-вариаций» для струнного трио и оркестра уже давно вошли в репертуар лучших музыкантов во всем мире. Вдохновленный этим безусловным успехом Маэстро создал более 50 переложений сочинений Гайдна, Бетховена, Брамса, Бартока, Чайковского, Шостаковича, Стравинского и Шнитке. В декабре 2015 года Дмитрий Ситковецкий представил в Карнеги-холле транскрипцию «Поцелуя феи» Стравинского, заказанную камерным оркестром «Орфей» (солист – Августин Хаделих), фактически добавив новый концерт для скрипки и оркестра к наследию Стравинского. Движимый стремлением разделить свою страсть к музыке с самой широкой аудиторией, Ситковецкий создал серию из 11 эпизодов для телеканала «Культура», в которых приняли участие такие выдающиеся музыканты как Евгений Кисин, Барбара Хендрикс, Миша Майский, Бэлла Давидович, сэр Невилл Марринер, Ефим Бронфман, Гэри Граффман, сэр Антонио Паппано и другие артисты. Каждая передача – беспрецедентный по откровенности и глубине разговор с давним другом и творческим соратником. Серия доступна по всему миру на medici.tv. Одним из ярких событий летнего фестивального сезона 2018 года стала мировая премьера новой транскрипции фантазии «Наварра» Сарасате, выполненная по заказу фестиваля Вербье и посвященная его 25-летию. Фантазия прозвучала в исполнении Пинхаса Цукермана, Леонидаса Кавакоса, Максима Венгерова, Вадима Репина, Лизы Батиашвили, Табеи Циммерманн, Миши Майского и самого Дмитрия Ситковецкого. Выступление звезд транслировалось medici.tv во всем мире. Лукас Генюшас родился в 1990 году в Москве в семье известных пианистов – Ксении Кнорре и Пятраса Генюшаса и уже в пять лет начал играть на инструменте. Учился в ДМШ при училище имени Ф. Шопена (класс А. Н. Беломестнова) и по окончании (2004) стал стипендиатом Благотворительного фонда Мстислава Ростроповича. Окончил Московскую консерваторию (2013) в классе своей легендарной бабушки, профессора В. В. Горностаевой, продолжил обучение в ассистентуре-стажировке. Концертная жизнь пианиста началась с раннего детства. Победитель нескольких юношеских конкурсов, обладатель наград Правительства Москвы (грант «Юные дарования XXI века», федеральная стипендия «Юные дарования»). Золотой медалист VII Молодежных Дельфийских игр России (2008). Его конкурсная история насчитывает 12 высоких наград, среди них на конкурсах имени Джины Бахауэр, имени Фредерика Шопена в Варшаве, имени П. И. Чайковского, Немецкая фортепианная премия Deutscher Pianistenpreis во Франкфурте. За последние годы Лукас дал много сольных, симфонических и камерных концертов в самых престижных концертных залах и на самых известных фестивалях по всему миру, включая Вербье, Ля-Рок-д’Антерон, Шлосс-Эльмау, «Безумные дни» в Токио, Нанте, Тель-Авиве и Екатеринбурге, «Рахлинские сезоны» и Concordia в Казани, «Летние дни» в Торонто, выступал с выдающимися музыкантами современности, среди которых Гидон Кремер, Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Саулюс Сондецкис, Дмитрий Ситковецкий, Андрей Борейко, Марио Брунелло, Миша Майский, Джошуа Белл, Леонард Слаткин, Павел Нерсесьян, Александр Ведерников, Квартет имени Бородина и многие другие. Вместе со своей женой, пианисткой Анной Генюшене, каждый год, начиная с 2016-го, в декабре проводит NikoFest в московской галерее искусств Niko. Записи Генюшаса с произведениями Шопена, Рахманинова, Бетховена, Брамса вышли на лейблах NIFC, Art Classic, Piano Classics и DUX. «Фирма Мелодия» выпустила сольный диск Лукаса «Эмансипация консонанса» с пьесами Десятникова, Рябова и Арзуманова (2015) и диск в дуэте с Айленом Притчиным с произведениями Стравинского, Чайковского и Десятникова (2016). В компании с пятью коллегами-пианистами Лукас принял участие в записи «24 прелюдий и фуг» Всеволода Задерацкого («Мелодия», 2016). В 2017-м вышел диск «3х3» совместного проекта «Фирмы Мелодия» и агентства Apriori Arts «Мелодия априори» с концертной записью фортепианных трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля (вместе с Айленом Притчиным и Александром Бузловым), а также диск с Концертом № 1 Шостаковича, записанный вместе с Государственным симфоническим оркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским. В 2018-м французский лейбл MIRARE выпустил диск с сонатами Прокофьева, который уже успел получить Diapason d’Or как «Диск января» 2019 года. Лукас принимал участие в благотворительных концертах «Встань и иди!» в помощь детям с ДЦП, фестивале «Музыка света» с незрячими музыкантами в Москве и Владимире, в специальной ежегодной серии концертов Looking at the stars для заключенных в нескольких городах Канады, считая безвозмездные выступления на концертах по сбору средств и значимых общественно-социальных мероприятиях обязанностью каждого профессионального музыканта. В сезоне 2019/20 Генюшас впервые выступит с Филадельфийским оркестром, Симфоническим оркестром Ёмиури (Япония), на фортепианном фестивале имени Ирвинга С. Гилмора (Gilmore Keyboard Festival, штат Мичиган, США) и вернется в парижский Зал Гаво с новой серией из трех концертов. |