3 дня
О сайте2 | MEL CD 10 02586 2019, дата записи: 9 июня 1963 г. |
Людвиг ван Бетховен Соната для фортепиано № 17 ре минор, соч. 31 №2 1 I. Largo – Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.59 2 II. Adagio . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.20 3 III. Allegretto . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.10 Соната для фортепиано № 18 Ми-бемоль мажор, соч. 31 №3 4 I. Allegro . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8.30 5 II. Scherzo. Allegretto vivace . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.51 6 III. Menuetto. Moderato e grazioso . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.04 7 IV. Presto con fuoco . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.33 Фредерик Шопен 8 Баллада № 1 соль минор, соч. 23 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9.00 9 Баллада № 2 Фа мажор, соч. 38 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.40 10 Баллада № 3 Ля-бемоль мажор, соч. 47 . . . . . . . . . . . . . . . . . 7.12 Клод Дебюсси 11 «Прерванная серенада», L. 117 № 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.50 Общее время: 73.18 Владимир Ашкенази, фортепиано Запись с концерта из Большого зала Московской консерватории 9 июня 1963. Звукорежиссер – Игорь Вепринцев Ремастеринг – Максим Пилипов Руководители проекта: Андрей Кричевский, Карина Абрамян Выпускающий редактор – Татьяна Казарновская Дизайн – Ильдар Крюков Перевод – Николай Кузнецов Фото предоставлено пресс-службой Конкурса Чайковского. Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию фонограмму концерта Владимира Ашкенази 9 июня 1963 г. в Большом зале Московской консерватории. «Чрезвычайно редко встретишь в одном музыканте столь высокий уровень таланта наряду с глубочайшей, неподдельной скромностью. Ни один из современных исполнителей не обладает сочетанием этих качеств в той степени, как Владимир Ашкенази», – писал обозреватель журнала Gramophone. 55 лет назад молодой пианист, оказавшись на Западе, принял решение не возвращаться в СССР; уже в 1970-е годы он заслужил репутацию одного из крупнейших пианистов мира с необычайно широким репертуаром. Однако его концертные и студийные записи, осуществленные в Москве, подтверждают: с первых шагов пианистической деятельности Владимир Ашкенази заявил о себе как музыкант с ярко выраженным, индивидуальным «почерком»; к началу 1960-х годов он обрел подлинную зрелость, не меркнувшую на фоне крупнейших мастеров фортепианного искусства того времени. В программу одного из последних концертов, которые дал Владимир Ашкенази в Москве (к тому времени он стал лауреатом II премии Международного конкурса имени Ф. Шопена, завоевал Гран-при на престижнейшем состязании имени королевы Елизаветы в Брюсселе и на II Международном конкурсе имени П.И. Чайковского), вошли сонаты №№ 17 и 18 Л. ван Бетховена, четыре баллады Ф. Шопена и пьесы К. Дебюсси. Этот концерт никогда не издавался полностью на пластинках и CD, сегодня «Мелодия» возрождает одну из ярких страниц в творческой биографии выдающегося пианиста современности. |
буклет ----------- В огромный айсберг вмерзшее пианино, Мелкая оспа кварца в гранитной вазе, Не способная взгляда остановить равнина, Десять бегущих пальцев милого Ашкенази… Цитированные строчки – фрагмент из «Римских элегий» Иосифа Бродского, сочиненных в 1981 году. К тому времени Владимир Ашкенази, чье исполнительское искусство было хорошо знакомо поэту, был всемирно известным музыкантом – пианистом и дирижером; однако головокружительную карьеру на Западе ему пришлось начинать с чистого листа. Родившийся в семье известного эстрадного пианиста (Давид Ашкенази работал с лучшими представителями «легкого» жанра в СССР – Вадимом Козиным, Изабеллой Юрьевой, Клавдией Шульженко, Иосифом Кобзоном) Владимир рано проявил выдающиеся музыкальные способности. Благодаря матери он попал в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс замечательного педагога Анаиды Сумбатян (у нее учились Владимир Крайнев, Нина Коган, Константин Орбелян), прививавшей своим воспитанникам безупречный вкус, чувство стиля и максимальную строгость к самим себе. Наставником юного пианиста в консерватории стал Лев Оборин – легендарный победитель I Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (в 1955 году Владимир Ашкенази был удостоен серебряной медали на этом состязании, при этом некоторые члены жюри отказались подписать протокол, считая, что музыкант достоин первого места). В следующем году имя В. Ашкенази встанет в один ряд с именами Д. Ойстраха, Э. Гилельса и Л. Когана – обладателей Гран-при Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе; после конкурса состоялись его успешные гастроли в США. При отборе советских участников I Международного конкурса имени П. И. Чайковского Владимир Ашкенази был одним из главных претендентов на золотую медаль, однако от участия в конкурсе он отказался. Но одержал убедительную победу на Втором конкурсе (1962), разделив главный приз с англичанином Джоном Огдоном. Год спустя Владимир Ашкенази выступил в Лондоне и принял решение не возвращаться в Советский Союз. В следующий раз он выступил в нашей стране лишь четверть века спустя и с тех пор регулярно появлялся Москве и Санкт-Петербурге (в 2015 году специальным указом президента РФ Владимиру Ашкенази было присвоено российское гражданство). Уже в 1970-е годы В. Ашкенази обладал репутацией одного из ведущих пианистов мира с необычайно широким репертуаром. Полвека он сотрудничал с крупнейшей британской звукозаписывающей фирмой Decca, среди его записей – полные собрания фортепианных сочинений Рахманинова, Шопена, Скрябина, все фортепианные концерты Моцарта, Брамса, Бартока, Прокофьева и Шостаковича, все сонаты и концерты, а также ансамблевые сонаты и фортепианные трио Бетховена. Владимир Ашкенази исполнял «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, сонаты Гайдна, циклы Шумана, этюды Листа, пьесы Равеля и Дебюсси… В 1974 году пианист был удостоен первой из семи премий «Грэмми». Но сохранившиеся студийные и концертные записи «советского» периода творческой биографии артиста подтверждают: с первых шагов пианистической деятельности Владимир Ашкенази заявил о себе как музыкант с ярко выраженным, индивидуальным «почерком»; к началу 1960-х годов он обрел подлинную зрелость, не меркнувшую на фоне крупнейших мастеров фортепианного искусства того времени. «Его фортепианная игра блестяща и пронзительна, с четкой артикуляцией и интеллектуальной глубиной, которая, однако, не мешает демонстрации полноты чувств. Он обладает тончайшей градацией звукового колорита» – эта характеристика пианизма В. Ашкенази, принадлежащая американскому музыкальному критику Дж. Манхайму, будет справедливой и к его выступлениям и к ранним записям. Концерт 9 июня 1963 года в Большом зале Московской консерватории стал одним из последних выступлений Владимира Ашкенази в Москве. Его программа – сонаты Бетховена, баллады Шопена и пьесы Дебюсси – отражала исполнительские пристрастия молодого пианиста. Четыре баллады Шопена стали кульминацией концерта, именно с шопеновской программой, будучи еще учеником ЦМШ, он в 1955 г. дебютировал на сцене Большого зала. Блестящая виртуозность, бурный романтический темперамент, способность к внезапным эмоциональным «переключениям», без которой невозможна подлинная исполнительская передача этих уникальных и своеобразных сочинений; яркие вспышки драматических эпизодов, светлый, возвышенный мир лирических образов и надо всем – уверенное чувство целого, безупречность конструктивной логики, скрытая за внешней спонтанностью эмоциональных порывов. В исполнении Ашкенази трудно выделить «лучшую» – каждая из баллад захватывает индивидуальностью художественного целого; сыгранный в одном концерте полный «миницикл» (к сожалению, фонограмма последней баллады, как и «Острова радости» и «Лунного света» Дебюсси, не сохранилась) это уже целое высшего порядка, через спектр жанровых инвариантов проступают общие корни этой гениальной, но все же столь субъективной для каждого исполнителя музыки. Несколько необычно прозвучали две бетховенские сонаты из опуса 31: для русской исполнительской школы характерно более «академичное» (в высоком значении этого слова) исполнение Бетховена, в те годы представленное выдающимися трактовками Э. Гилельса, С. Рихтера, М. Гринберг. Сдержаннее звучат и более поздние записи сонат самого Ашкенази, осуществленные в 1978 году в Лондоне. Впрочем, романтизированый Бетховен («одиночка и бунтарь») охотно находил отклик у советского слушателя; в мятежно порывистой «сонате с речитативом» (№ 17) потенциальный романтизм как будто сам ищет выхода в исполнительской трактовке; но даже светлая, овеянная пасторальными мотивами Соната № 18, выдерживает подобную заостренность интерпретации – в ее неожиданных сюжетно-эмоциональных остановках и «поворотах» пианист расслышал шумановские черты, и вот уже перед нами музыка, «сочиненная Флорестаном и Эвсебием». В прелюдии «Прерванная серенада» пианист обостряет контрасты; в своей утрированности «поединок» серенадами становится удивительно рельефным, зримым, заставляя вспомнить о карнавальных образах Сезанна. Борис Мукосей |