3 дня
О сайте15 | MEL CD 10 02549 (3 CD) 2018, дата записи: 25.12.1989 г. |
П.И. Чайковский «Пиковая дама» опера в трех действиях, семи картинах, соч. 68 Либретто М. Чайковского Диск 1 1 Интродукция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.35 Действие I. Картина 1 2 № 1. Хор детей, нянек и прочих «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» (хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.18 № 2. Сцена и ариозо Германа 3 «Чем кончилась вчера игра?» (Чекалинский, Сурин, Томский, Герман) . . 3.13 4 Ариозо Германа «Я имени ее не знаю» (Герман, Томский) . . . . . . . . . 3.54 5 № 3. Хор гуляющих и сцена «Наконец-то бог послал» (хор, Томский, Герман, Чекалинский, Сурин, Елецкий) . . . . . . . 3.34 6 Дуэт Елецкого и Германа «Счастливый день» (Елецкий, Герман, Томский, Лиза, Графиня) . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.40 7 № 4. Квинтет и сцена «Мне страшно!» (Лиза, Графиня, Томский, Герман, Елецкий) . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.58 № 5. Сцена и баллада Томского 8 «Какая ведьма эта Графиня!» (Сурин, Чекалинский, Томский) . . . . . . 1.45 9 Баллада Томского «Однажды в Версале» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.55 10 № 6. Заключительная сцена (Гроза) «Se non è vero» (Чекалинский, Сурин, Герман, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.57 Картина 2 11 № 7. Дуэт Лизы и Полины «Уж вечер…облаков померкнули края» . . . . . 3.44 № 8. Сцена, романс Полины и русская песня с хором 12 «Обворожительно, очаровательно, чудесно!» (хор, Лиза, Полина) . . . . . 1.16 13 Романс Полины «Подруги милые» (Полина, хор) . . . . . . . . . . . . . . . 4.24 14 № 9. Сцена и ариозо Гувернантки «Mesdemoiselles, что здесь у вас за шум?» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.50 № 10. Заключительная сцена 15 «Пора уж расходиться» (Гувернантка, Лиза, Полина, Маша) . . . . . . . . 2.20 16 Ариозо Лизы «Откуда эти слезы, зачем оне?» (Лиза, Герман) . . . . . . . 7.58 17 Ария Германа «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой» . 2.26 18 «Лиза, отвори!» (Графиня, Лиза, Герман) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5.09 Общее время: 63.08 Диск 2 Действие II. Картина 3 1 № 11. Антракт и хор «Радостно, весело в день сей вместе сбирайтеся, други!» . . . . . . . . . . . 4.00 № 12. Сцена и ария Князя 2 «Хозяин просит дорогих гостей пожаловать» (Распорядитель, Чекалинский, Сурин, Томский) . . . . . . . . . . . . . . 2.30 3 Ария Елецкого «Я вас люблю, люблю безмерно» . . . . . . . . . . . . . . . . 4.39 4 № 13. Сцена «После представления ждите меня в зале» (Герман, Сурин, Чекалинский) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 № 14. Интермедия «Искренность пастушки» 5 а) Хор пастухов и пастушек «Под тению густою, близ тихого ручья» (хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.39 6 b) Танец пастухов и пастушек (Сарабанда) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1.32 7 с) Дуэт Прилепы и Миловзора «Мой миленький дружок, любезный пастушок» . . . . . . . . . . . . . . . . 2.50 8 d) Финал «Как ты мила, прекрасна!» (Златогор, Прилепа, Миловзор, хор) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.40 9 № 15. Заключительная сцена «Кто пылко и страстно любя!» (Герман, Сурин, Лиза, Распорядитель, хор) . . . . . 4.48 Картина 4 № 16. Сцена и хор 10 «Все так, как мне она сказала» (Герман) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6.19 11 Хор «Благодетельница наша» (хор, Лиза, Маша, Графиня) . . . . . . . . . 3.02 12 Романс Графини «Ах, постыл мне этот свет!» . . . . . . . . . . . . . . . . 2.22 13 «Je crains de lui parler la nuit» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4.17 № 17. Финальная сцена 14 «Не пугайтесь! Ради бога, не пугайтесь!» (Герман) . . . . . . . . . . . . . . 4.54 15 «Она мертва! Сбылось! А тайны не узнал я!» (Герман, Лиза) . . . . . . . . 2.42 Общее время: 55.50 Диск 3 Действие III. Картина 5 1 № 18. Антракт и сцена «Я не верю, чтобы ты хотел смерти Графини» (Герман, хор) . . . . . . . 6.40 2 № 19. Сцена «Мне страшно!» (Герман, Призрак Графини) . . . . . . . . . 3.18 Картина 6 № 20. Сцена и ариозо Лизы 3 «Уж полночь близится, а Германа все нет» (Лиза) . . . . . . . . . . . . . . 1.56 4 Ариозо Лизы «Ах, истомилась я горем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3.14 № 21. Сцена и дуэт 5 «А если мне в ответ часы пробьют» (Лиза, Герман) . . . . . . . . . . . . . 2.40 6 Дуэт Лизы и Германа «О да, миновали страданья, я снова с тобою, мой друг!» . . . . . . . . . . . 5.20 Картина 7 7 № 22. Хор и сцена «Будем пить и веселиться!» (хор, Сурин, Чаплицкий, Нарумов, Чекалинский, Елецкий) . . . . . . . . 3.34 8 № 23. Песенка Томского и хор игроков «Если б милые девицы так могли б летать, как птицы» (Томский, хор, Чекалинский, Сурин, Чаплицкий, Нарумов) . . . . . . . . 4.11 № 24. Заключительная сцена 9 «За дело, господа, за карты!» (Чекалинский, хор, Чаплицкий, Нарумов, Сурин, Елецкий, Томский, Герман) . . . . . . . . . . . . . . . . 3.18 10 Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2.27 11 «Идет еще?» (Герман, Чекалинский, Елецкий, хор) . . . . . . . . . . . . . 5.29 Общее время: 42.14 Действующие лица и исполнители: Герман – Виталий Таращенко, тенор Граф Томский – Григорий Грицюк, баритон Князь Елецкий – Дмитрий Хворостовский, баритон Чекалинский – Александр Дьяченко, тенор Сурин – Александр Ведерников, бас Чаплицкий – Владимир Гришко, тенор Нарумов – Олег Клёнов, баритон Распорядитель – Владимир Гришко, тенор Графиня – Ирина Архипова, меццо-сопрано Лиза – Наталья Дацко, сопрано Полина – Нина Романова, меццо-сопрано Гувернантка – Татьяна Кузьминова, меццо-сопрано Маша – Лидия Черных, сопрано Действующие лица в интермедии «Искренность пастушки»: Прилепа – Лидия Черных, сопрано Миловзор – Нина Романова, меццо-сопрано Златогор – Григорий Грицюк, баритон Нянюшки, гувернантки, кормилицы, гуляющие, гости, дети, игроки и прочие. Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио Государственная республиканская академическая русская хоровая капелла имени А. Юрлова Дирижер – Владимир Федосеев Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 25 декабря 1989 г. Звукорежиссер – Mаргарита Кожухова Ремастеринг – Надежда Радугина РУКОВОДИТЕЛИ ПРОЕКТА: АНДРЕЙ КРИЧЕВСКИЙ, КАРИНА АБРАМЯН ВЫПУСКАЮЩИЙ РЕДАКТОР – ТАТЬЯНА КАЗАРНОВСКАЯ ДИЗАЙН – ГРИГОРИЙ ЖУКОВ ПЕРЕВОД – НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ ЦИФРОВОЕ ИЗДАНИЕ: ДМИТРИЙ МАСЛЯКОВ, РОМАН ТОМЛЯНКИН Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию уникальную «живую» запись оперы П.И. Чайковского «Пиковая дама». Это концертное исполнение, осуществленное в Большом зале Московской консерватории в декабре 1989 г. и ставшее московским дебютом Дмитрия Хворостовского. « ... Сила таланта и красоты, благородства и искренности, сила судьбы и рока сделали Дмитрия Хворостовского близким человеком для миллионов людей во всем мире, а не только для поклонников оперы», - говорил о Д. Хворостовском оперный режиссер Дмитрий Бертман. Певец, жизнь которого трагически оборвалась в прошлом году, известен зарубежной публике прежде всего как исполнитель опер Верди и других итальянских авторов. Между тем, именно партия Елецкого стала судьбоносной в карьере Хворостовского. Ее молодой артист исполнял еще в Красноярском оперном театре; с ней началась его международная карьера (Ницца, 1988), ария Елецкого принесла певцу триумфальную победу на международном конкурсе в Кардиффе в 1989 г. В дальнейшем, Д. Хворостовский участвовал в постановках «Пиковой дамы» на крупнейших оперных сценах мира (Мариинского театра, «Метрополитен Опера», Венской государственной оперы, «Ла Скала», «Ковент Гарден»), с участием выдающихся музыкантов. В исполнении оперы «Пиковая дама» также участвуют выдающаяся русская певица второй половины ХХ в., народная артистка СССР Ирина Архипова; один из лучших исполнителей партии Германа 1980-90х гг. Виталий Таращенко, солист Большого театра, прославленный бас Александр Ведерников. Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио и центрального телевидения и Республиканской академической хоровой капеллой им. А.А. Юрлова дирижирует Владимир Федосеев. «Живая» запись концертного исполнения опера Чайковского «Пиковая дама» впервые за три десятилетия официально издается «Мелодией» на компакт-диске. Мы уверены, что она найдет должный отклик в сердцах любителей музыки и займет подобающее ей место в золотом фонде отечественного исполнительского искусства. |
буклет ----------------- Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза. А.С. Пушкин «Пиковую даму» я писал именно с любовью. Боже, как я вчера плакал, когда отпевали моего бедного Германа! П.И. Чайковский …Не было ничего более гениального в русской опере. Д.А. Хворостовский (из интервью М. Гайкович. «Независимая газета», 08.06.2009) «Пиковая дама»… Пожалуй, не найдется другого классического оперного произведения, более сильного по эмоциональному воздействию и в то же время более загадочного и неожиданного. Пушкин написал свою повесть в 1833 году под впечатлением рассказа приятеля Голицына – проигравшись в пух, он отыгрался, поставив на три карты по совету своей бабки, знаменитой «усатой княгини» Н.П. Голицыной. Она поведала внуку секрет, открытый ей якобы самим графом Сен-Жерменом, в которого княгиня была безумно влюблена в молодости. О жизни и личности этого человека – то ли величайшего в XVIII веке мудреца, то ли отчаянного авантюриста – до сих пор ходит больше анекдотов, чем фактов. Вот и Пушкин как будто излагает читателям забавный мистический анекдот – «равнодушно выслушанный другими, но взорвавший душу Германа» (М. Гершензон). Повесть имела необыкновенный успех, еще при жизни автора появился ее французский перевод, осуществленный Проспером Мериме. Он привлек внимание музыкантов: Фроманталь Галеви (учитель Ж. Бизе) написал на сюжет «Пиковой дамы» оперу в стиле grand opera, австриец Франц фон Зуппе – оперетту («Карточный игрок»). Но главное музыкальное воплощение «Пиковой» еще дожидалось своего часа. В конце 1880-х годов Чайковский знал, что его брат, драматург Модест, пишет либретто по «Пиковой даме» для его бывшего консерваторского ученика Н. Кленовского. Кленовский позже охладел к сюжету, но только настойчивые уговоры директора императорских театров князя И.А. Всеволожского убедили композитора взяться за оперу. И вдруг Чайковский до того загорелся новым сюжетом, что закончил сочинение в рекордно короткий для себя срок – 44 дня! «Или я ужасно ошибаюсь, или “Пиковая дама” в самом деле шедевр», – писал он другу. Триумфальная премьера оперы в Петербурге, за которой последовали не менее успешные постановки в Киеве, Москве, Одессе, Праге, подтвердила ожидания Чайковского. Уже после смерти композитора Густав Малер поставил оперу в Вене и Нью-Йорке. Но чем больше времени проходит с момента ее премьеры (1890 г.), тем больше трудностей испытывают режиссеры в работе над шедевром Чайковского. Стремительная динамика сюжета, роковая обреченность главного героя, пышная декоративность большого оперного стиля и, прежде всего, трагический накал музыки, непрекращающееся ее развитие по законам оперно-симфонической драматургии… Кажется, что «Пиковая дама» идеальна для яркой, захватывающей театральной постановки. Между тем, столько заключено в ней трудностей и противоречий, над которыми ломали голову крупнейшие мастера оперной режиссуры за последние сто лет! Чайковский с удовольствием выполнил просьбу Всеволожского и перенес действие оперы на полвека назад – в екатерининские времена; музыка наполнилась стилизацией венского и русского классицизма. При этом характер главного героя, напротив, был изменен в сторону рефлексирующих персонажей Достоевского. Таким образом, пастораль «Искренность пастушки», воспоминания старой графини о временах маркизы Помпадур вплотную примыкают к отчаянным метаниям Германа, обуреваемого противоположными страстями. «Только музыка выдает, какие … чудища копошилисьв его мозгу и какие страшные лица и явления подмечал он в жизни», – писал о Чайковском музыковед Борис Асафьев. Контрасты «внешних», фоновых эпизодов и сцен с участием главных героев, труднообъяснимое несоответствие музыки «галантного века» и пугающей бездны в душе Германа вынуждают режиссеров идти на необычные, порой радикальные решения. Не потому ли столь часто «Пиковая дама» звучит в концертном исполнении, в котором ничто не мешает исполнителям максимально раскрыть ее глубинные музыкальные смыслы, а публике – насладиться гениальностью одного из последних произведений Чайковского. Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию выдающуюся интерпретацию «Пиковой дамы». Запись была сделана 25 декабря 1989 года в Большом зале Московской консерватории. В ней приняли участие солисты разных поколений, Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и центрального телевидения, Республиканская академическая хоровая капелла имени А.А. Юрлова. Дирижировал Владимир Федосеев. Маститый дирижер, уже 15 лет возглавлявший БСО, к тому времени осуществивший записи цикла симфоний Чайковского (совместно с фирмой Eurodisc), балетов «Щелкунчик» и «Спящая красавица», В. Федосеев тогда впервые обратился к «Пиковой даме». В дальнейшем, на рубеже ХХ–ХХI столетий, он станет одним из выдающихся интерпретаторов этой оперы. Одна из крупнейших отечественных певиц второй половины прошлого столетия, народная артистка СССР Ирина Архипова в первый раз (!) исполнила партию Графини. Для многих ее поклонников выступление в этой роли стало большой неожиданностью; прославленная артистка создала живой запоминающийся образ. «Естественно и аристократично переходила она с русского на французский, величава и породисто красива была в интонации и пластике, свободна и убедительна в художественной интерпретации» («Советская культура» от 28.12.1989). Однако главной «сенсацией» этой концертной записи «Пиковой дамы» стал московский дебют Дмитрия Хворостовского. Запись запечатлела бурные аплодисменты, которыми Большой зал консерватории «приветствовал своего нового кумира» («Советская культура»). «Чайковский – моя счастливая судьба», – признавался певец в интервью газете «Культура». Партия Елецкого действительно была для Хворостовского судьбоносной: она стала его первым серьезным достижением в Красноярском театре оперы и балета (1985 г.); с нее в 1988 году (после победы на Международном конкурсе в Тулузе) в Ницце началась его международная карьера; ария Елецкого принесла певцу лавры победителя на престижнейшем состязании в Кардиффе (Великобритания) в 1989 году. Впереди были выступления в постановках «Пиковой дамы» на крупнейших оперных сценах мира (Мариинский театр, Метрополитен-опера, Венская опера, Ла Скала, Ковент-Гарден). Более двадцати лет Елецкий был в репертуаре великого артиста, однако уже в первой своей записи 27-летний певец продемонстрировал совершенство вокального мастерства, зрелость и глубину в раскрытии роли. «На вокальном горизонтевспыхнула “звезда” первой величины. …Впервые за многие годы мне довелось услышать такого Чайковского», – писал известный пианист Олег Бошнякович. Нельзя не отметить и других участников этого знаменательного исполнения: одного из лучших интерпретаторов партии Германа 1980–90-х годов,народного артиста России Виталия Таращенко (в 1992 году он дебютировал в этой роли в Большом театре России); молодую украинскую певицу Наталью Дацко, только закончившую стажировку в Италии, а затем успешно выступавшую в оперных театрах Западной Европы (ныне она солистка Екатеринбургского театра оперы и балета); выдающегося баса Александра Ведерникова, исполнившего небольшую партию Сурина; лауреата первых премий Всесоюзного конкурса имени М.И. Глинки (1984 г.) и Международного конкурса имени П.И. Чайковского (1986 г.), народного артиста Украины Григория Грицюка, жизнь которого трагически оборвалась в 2000 году. Живая запись концертного исполнения оперы Чайковского с участием В. Таращенко, Н. Дацко, И. Архиповой, А. Ведерникова, Д. Хворостовского, Г. Грицюка под управлением В. Федосеева впервые за три десятилетия издается «Мелодией» на компакт-диске. Борис Мукосей Краткое содержание Действие I. Картина 1 Петербург. Весенним днем в Летнем саду гуляет публика. Сурин и Чекалинский обсуждают вчерашнюю карточную игру. По своему обычаю их товарищ Герман не играл, а лишь молча наблюдал за игрой других. Странным поведением Германа удивлен и граф Томский. Ему Герман открывает свою тайну – он страстно влюблен в незнакомку, но, судя по всему, она богата, знатна и никогда не будет принадлежать ему, бедному офицеру. К товарищам присоединяется князь Елецкий и радостно сообщает о своей помолвке. Герман расспрашивает его о невесте, и князь указывает на Лизу, появившуюся вместе со своей бабушкой, старой графиней. Герман потрясен. Лиза – та, которую он любит. Вид Германа пугает Лизу и Графиню, их охватывает предчувствие грядущей беды. Томский рассказывает светский анекдот о Графине. В молодые годы она славилась красотой и тягой к карточной игре. Графиня проводила ночи напролет играя и однажды растратила все состояние. Ценой любовного свидания с загадочным графом Сен-Жерменом она узнала тайну трех карт и, поставив на них, отыграла свои деньги. Графиня передала свое знание дважды, но ей явился призрак и предрек, что она погибнет от руки третьего человека, пришедшего к ней за тайной. Сурин и Чекалинский подшучивают над Германом, предлагая узнать у Графини три карты. Но Герман поглощен своей страстью к Лизе и не слушает друзей. Начинается гроза. Герман остается один и клянется добиться внимания и любви Лизы. Картина 2 Вечером в комнате Лизы собрались ее близкие подруги. Желая развлечь грусть Лизы, они затевают русскую пляску. Забава прервана Гувернанткой – она говорит, что Графине мешают спать и она сердится. Девушки расходятся. Оставшись одна, Лиза поверяет ночи свою любовь к Герману. Неожиданно Герман появляется на балконе. Он признается Лизе в любви. Их прерывает приход Графини, обеспокоенной шумом. Скрывшись за портьерой, Герман вспоминает о тайне трех карт. На мгновение его охватывает желание выведать у Графини секрет. После ухода Графини Герман вновь говорит Лизе о своей любви. Девушка признается ему в ответном чувстве. Действие II. Картина 3 Бал-маскарад у богатого сановника. Князь Елецкий замечает, что Лиза печальна, расспрашивает невесту о причинах. Лиза уклоняется от разговора. Князь уверяет Лизу в своей любви и преданности. Среди гостей и Герман. Сурин и Чекалинский, скрытые масками, продолжают подшучивать над приятелем, нашептывая о трех картах. Это угнетающе действует на расстроенное воображение Германа. Им все сильнее овладевает желание узнать три карты, которые приведут его к богатству, и он сможет бежать с Лизой от людей. Начинается представление «Искренность пастушки». После представления Лиза передает Герману ключ от потайной двери, ведущей в спальню Графини, откуда он сможет попасть в комнату Лизы. Там она его будет ждать. Герман решает, что это сама судьба ведет его к трем картам. Картина 4 Ночью, проникнув в пустую спальню Графини, Герман останавливается около портрета молодой Графини, не в силах оторвать от него взора. Заслышав шаги, Герман прячется. Входит Графиня в окружении горничных и приживалок. Недовольная балом, она предается воспоминаниям о днях своей молодости и погружается в сон. Ее будит появившийся Герман, умоляющий открыть ему тайну трех карт. Старуха молчит. Тогда Герман угрожает ей пистолетом. Испуганная Графиня падает замертво. Герман в отчаянии. В забытьи он не слышит упреков прибежавшей Лизы – Герман потрясен тем, что Графиня мертва, а тайны он так и не узнал. Действие III. Картина 5 Поздним вечером Герман сидит в своей комнате в казармах и читает письмо Лизы – она просит его прийти в полночь на свидание. Герман вновь переживает случившееся, перед его мысленным взором встают картины смерти и похорон Графини. Герману слышится заупокойное пение. Ему является призрак Графини, требующей жениться на Лизе в обмен на три карты – тройку, семерку, туз… Картина 6 На набережной Зимней канавки Лиза поджидает Германа в надежде, что он рассеет ее подозрения в умышленном убийстве Графини. Близится полночь, а Германа все нет. Лиза теряет последнюю надежду. Бьют часы, и наконец появляется Герман. Охваченный навязчивой идеей выигрыша он почти не слышит Лизу, машинально повторяя за ней слова любви. Внезапно, он словно пробуждается от своей рассеянности и торопится идти; из его бессвязных фраз Лиза заключает, что он убил Графиню. Оттолкнув от себя возлюбленную, Герман бежит в игорный дом. Лиза бросается в реку. Картина 7 В игорном доме идет игра. Сюда пришел князь Елецкий в надежде встретить Германа и вызвать его на дуэль. Появившийся Герман одну за другой ставит две карты, названные Графиней, и выигрывает. В крайнем возбуждении Герман предлагает окружающим сыграть с ним и ставит на третью карту весь выигрыш. Все испуганы. Его вызов принимает князь Елецкий. Герман объявляет туза, но на руках оказывается дама пик. Обезумевшему Герману является призрак Графини, смеющейся над ним. Герман кончает с собой. В последнюю минуту ему мерещится Лиза. С ее именем на устах Герман умирает. |