6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 02542 2018, дата записи: 1967-2017 |
Сергей Рахманинов (1873–1943) Две пьесы для фортепиано в шесть рук (1891) 1 1. Вальс 1.22 2 2. Романс 3.55 3 «Вариации на тему Шопена», соч. 22 26.47 4 Скерцо из музыки Ф. Мендельсона к пьесе В. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (обр. для фортепиано) (1933) 4.29 5 «Колыбельная песня», соч. 16 № 1 П.И. Чайковского (обр. для фортепиано) (1941) 4.14 6 Менуэт из сюиты № 1 Ж. Бизе «Арлезианка» (обр. для фортепиано) (1903) 3.10 7 «Сирень», соч. 21 № 10 (обр. для фортепиано) (1914) 2.40 8 «Маргаритки», соч. 38 № 3 (обр. для фортепиано) (1922) 3.00 9 «У моего окна», соч. 26 № 10 (обр. для фортепиано) 2.01 10 «Вариации на тему Корелли», соч. 42 18.51 Общее время: 71.25 Виктор Бунин (1, 2) Владимир Бунин (1, 2) Евгений Бунин (1, 2) Александр Бахчиев (3–6) Алексей Наседкин (7, 8) Дмитрий Башкиров (9) Сергей Каспров (10) Записи: 1988 (1, 2), 1967 (3–6), 1980 (7, 8), 1985 (9), 2017 (10) гг. Звукорежиссеры: М. Дудкевич (1, 2), И. Вепринцев (3–6), В. Скобло (7, 8), П. Кондрашин (9), М. Спасский (10) Ремастеринг – М. Пилипов Руководитель проекта – К. Абрамян Редактор – Т. Казарновская Дизайн – А. Ким Фирма «Мелодия» предлагает Вашему вниманию запись вариаций и фортепианных транскрипций Сергея Рахманинова. Вариационные циклы для фортепиано соло («Вариации на тему Шопена» соч. 22 и «Вариации на Тему Корелли» соч. 42), первые из которых относятся к расцвету рахманиновского творчества, вторые – к периоду эмиграции, не принадлежат к популярнейшим сочинениям Рахманинова. Тем не менее, именно они позволяют приоткрыть тайны творческой мастерской гениального композитора-пианиста, лучше понять внутренний облик творца и интерпретатора. Как и в переложениях музыки других авторов, в вариациях на «чужие» темы Рахманинов остается Рахманиновым, преобразуя музыкальный материал Шопена и Корелли в горниле собственной артистической индивидуальности. Жанр транскрипций представлен «Менуэтом» из первой сюиты «Арлезианка» Ж. Бизе, «Скерцо» из сюиты «Сон в летнюю ночь» Ф. Мендельсона-Бартольди и «Колыбельной» П. Чайковского; а также авторскими обработками романсов «Сирень» и «Маргаритки» Представленные записи сочинений Рахманинова были осуществлены замечательными отечественными пианистами второй половины ХХ века (Александром Бахчиевым, Дмитрием Башкировым и Алексеем Наседкиным) и музыкантом нового поколения – представителем школы Алексея Любимова, доцентом Московской консерватории, лауреатом международных конкурсов Сергеем Каспровым. Диск также включает в себя «Вальс» и «Романс» для фортепианного ансамбля весьма необычного состава (в 6 рук!), написанные в 1890-91 гг. для сестер Н., В. и Л. Скалон, в обществе которых юный композитор проводил летние месяцы в Ивановке. |
буклет -------------- Сочинением двух пьес для фортепианного ансамбля столь необычного состава (в шесть рук!) юный Сергей Рахманинов был обязан дружбе с сестрами Натальей, Верой и Людмилой Скалон, в обществе которых он проводил летние месяцы в Ивановке. «Вальс», написанный в августе 1890 г. на тему, сочиненную Н. Скалон, содержит отзвуки балетной музыки Чайковского (накануне композитор работал над четырехручным фортепианным переложением балета «Спящая красавица»). Годом позже был закончен «Романс», начальные такты которого десять лет спустя прозвучат в медленной части Второго фортепианного концерта. Композитор задумал еще одну пьесу для завершения этого своеобразного цикла, но не осуществил своего намерения. Пьесы исполняют Владимир, Виктор и Евгений Бунины – представители российской музыкальной династии Буниных, основателем которой был композитор Владимир Бунин. «Шопен! Я почувствовал силу его гения, когда мне было 19 лет; я ощущаю это и по сей день. Он сегодня более современен, чем самые современные композиторы. ...Гений Шопена настолько огромен, что ни один композитор сегодняшнего дня не может быть по стилю более его современным; он остается для меня величайшим из гигантов». Это признание Рахманинова зафиксировано в американском журнале The Etude в 1932 г. Творчество Шопена сопровождало его с консерваторских лет на протяжении всего пианистического пути, оно занимает важное место и в рахманиновской дискографии. «Вариации на тему Шопена», соч. 22, были закончены в 1903 г., в период первого расцвета композиторской деятельности Рахманинова. В качестве темы композитор выбрал прелюдию до минор (из «24 прелюдий», соч. 28). На основе девяти тактов шопеновской музыки Рахманинов выстраивает грандиозный цикл из двадцати двух вариаций, в процессе которых все больше удаляется от исходной темы – последние вариации вырастают в почти самостоятельные пьесы на манер «Симфонических этюдов» Шумана. Автор всеми средствами подчеркивает необъятность пианистического и художественного потенциала, сокрытого Шопеном в лаконичной миниатюре. Первые десять относительно «строгих» вариаций, без перерыва следующих друг за другом, объединены главной тональностью. Следующая группа вариаций отличается большей свободой изложения темы, которая становится материалом для фугато, фантастического скерцо, лирической кантилены, траурного шествия… Масштабы и жанровая характерность последних четырех вариаций (19–22) превращает их в своего рода мини-цикл: «праздничная интродукция, легкий грациозный вальс, певучее Andante и финал в духе торжественного шествия-полонеза» (Ю. Келдыш). Около тридцати лет разделяет два вариационных цикла Рахманинова. «Вариации на тему Корелли», соч. 42 (1931) остались единственным сочинением Рахманинова для фортепиано соло, созданным в эмиграции. Композитор взял за основу тему из сонаты La Folia, соч. 5 № 12, которая, собственно, не принадлежит основателю итальянской скрипичной школы Арканджело Корелли, а является португальским народным танцем. Сочинение посвящено великому скрипачу, многолетнему ансамблевому партнеру Рахманинова Фрицу Крейслеру, от которого он и услышал «Фолию» (Крейслеру принадлежит собственная концертная обработка этой темы). «Темы его главных произведений суть темы его жизни – не факты из жизни, а неповторимые темы неповторимой жизни», – писал о Рахманинове Николай Метнер. Как и более поздняя «Рапсодия на тему Паганини», соч. 42, представляет собой двойные вариации – антиподом «темы Корелли» выступает «Dies irae», постоянный лейтмотив позднего творчества Рахманинова. Но в отличие от «Рапсодии» интонации «дьявольской» средневековой секвенции невольно скрыты в самой «Фолии». Структура цикла трехчастна: после вариации № 13 развитие неожиданно прерывает «Интермеццо», две последующие вариации – возвышенный хорал и лирический ноктюрн – выделяются из общего контекста. С вариации № 16музыка вовлекает нас в отчаянно-стремительный поток, в котором все отчетливее звучат интонации «Dies irae»; кода, однако, построена на просветленных мотивах «середины». Вариации заканчиваются тихим угасанием, оставляя многоточие в извечном вопросе противостояния света и тьмы в душе Гения… Впервые исполненные автором в Монреале «Вариации на тему Корелли» были приняты сдержанно; при жизни Рахманинова их не играл ни один пианист. Лишь годы спустя исполнители и публика оценили своеобразную глубину этого цикла, не блекнущего на фоне более популярной «Рапсодии на тему Паганини». На диске «Вариации» исполняет музыкант нового поколения – пианист, клавесинист и органист, выпускник факультета исторического и современного исполнительства Московской консерватории (класс профессора Алексея Любимова), лауреат престижных международных конкурсов Сергей Каспров. Свою первую фортепианную транскрипцию (Менуэт из первой сюиты Ж. Бизе «Арлезианка») Рахманинов зафиксировал в нотах в 1903 г. Собственно пианистическая деятельность Рахманинова берет начало в 1910-х гг. (ранее он выступал преимущественно как исполнитель собственных произведений) и достигает невиданного размаха в следующем десятилетии, когда им были написаны большинство транскрипций. В «Менуэте» Бизе, как и в феерически виртуозном «Скерцо» Мендельсона-Бартольди (1933), Рахманинов следует оркестровой фактуре; не содержат существенных различий с оригиналами и фортепианные обработки собственных романсов («Сирень», 1913–14 гг. и «Маргаритки», 1922 г.). Совсем иной пример транскрипции – «Колыбельная» из «Шести романсов» Чайковского, осуществленная в 1941 г. Основанная на «джазовых» гармониях, со вставленной «целотоновой» каденцией, она существенно переосмысляет исходный образ. Транскрипции Рахманинова звучат в исполнении замечательных советских пианистов послевоенного поколения. Авторские транскрипции романсов играет представитель школы Г. Нейгауза, народный артист РСФСР, пианист и композитор Алексей Наседкин. Транскрипции сочинений других авторов (как и «Вариации на тему Шопена») были записаны учеником Л. Оборина, народным артистом России Александром Бахчиевым (известный как участник фортепианного дуэта с Еленой Сорокиной, он с большим успехом выступал и как сольный пианист). Программу диска дополняет еще одна транскрипция рахманиновского романса – лирического монолога «У моего окна», исполненная народным артистом РСФСР, всемирно известным пианистом и педагогом Дмитрием Башкировым. Борис Мукосей |