6 дней
О сайте4 | MEL CD 10 02524 2017, дата записи: июль 2017 г. |
Сергей Прокофьев (1891–1953) Пять мелодий для скрипки и фортепиано, соч. 35bis 1 I. Andante . . . . . . . . . . . . 2.17 2 II. Lento, ma non troppo . . . . . 3.26 3 III. Animato, ma non allegro . . 4.20 4 IV. Allegretto leggero e scherzando . . . . . . . . . . 1.24 5 V. Andante non troppo . . . . . 3.31 Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа минор, соч. 80 6 I. Andante assai . . . . . . . . . 6.46 7 II. Allegro brusco . . . . . . . . 6.57 8 III. Andante . . . . . . . . . . . . 7.13 9 IV. Allegrissimo . . . . . . . . . 7.18 Соната № 2 для скрипки и фортепиано Ре мажор, соч. 94bis 10 I. Moderato . . . . . . . . . . . . 8.04 11 II. Scherzo: Presto . . . . . . . . 4.43 12 III. Andante . . . . . . . . . . . . 3.40 13 IV. Allegro con brio . . . . . . . 6.43 Общее время: 66.40 Айлен Притчин, скрипка Юрий Фаворин, фортепиано Запись сделана в Большом зале Московской консерватории в июле 2017 г. Звукорежиссер – Михаил Спасский Ассистент звукорежиссера – Игорь Соловьев Руководитель проекта – Карина Абрамян Менеджер проекта – Марина Безрукова Редактор – Наталья Сторчак Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов Фото – Ира Полярная Фирма «Мелодия» представляет совместный диск скрипача Айлена Притчина и пианиста Юрия Фаворина. «Он не любит проторенных дорог. Он предпочитает продираться сквозь девственные чащи, уверенной рукой сокрушая препятствия, ломая крепкие скалы и с разбега прыгая через глубоководные ручьи…» Слова, сказанные о Сергее Прокофьеве музыкальным критиком, можно с полным правом отнести и к главным «героям» этого диска. Притчин и Фаворин – возможно, ярчайшие российские музыканты поколения тридцатилетних: скрипач, соединивший в себе достоинства петербургской и московской исполнительских школ, лауреат Гран-при Международного конкурса имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже и многих других престижных состязаний; пианист – выпускник Московской консерватории, активный пропагандист современной музыки. Нечастые совместные выступления Айлена Притчина и Юрия Фаворина отличает весьма необычный репертуар. На этот раз их исполнение посвящено музыке Сергея Прокофьева. Начинавший как бунтарь, ниспровергатель традиций, композитор еще при жизни стал классиком ХХ столетия. Однако в интерпретации молодых музыкантов энергетика прокофьевской музыки не оставляет камня на камне от академических штампов. Три опуса Прокофьева для скрипки и фортепиано, написанные в разные годы, звучат как главы единого музыкально-биографического романа и, одновременно, демонстрируют разнообразие творческого облика Прокофьева. Лирический цикл «Пять мелодий» представляет собой переложение вокализов, сочиненных в 1920-е гг. для певицы Нины Кошиц. Прозрачно-светлая Соната № 2 для скрипки и фортепиано (1944) – переложение сонаты для флейты, выполненное по просьбе Давида Ойстраха. Кульминация диска – полная драматических контрастов Соната № 1 для скрипки и фортепиано (1938–1946). Запись осуществлена в 2017 году. |
буклет ------------ Перед вами первый совместный диск скрипача Айлена Притчина и пианиста Юрия Фаворина, двух ярких интеллектуалов из поколения 30-летних. Проторенными путями они ходить не любят. Когда доводится встретиться на сцене – норовят сыграть не самый ходовой репертуар. В их концертном списке Бартоки Энеску, Рославец и Лютославский. Для этого альбома они подобрали монопрограмму из музыки Сергея Прокофьева для скрипки и фортепиано – три очень интимных цикла, находящихся в тени более известных оперно-балетно-симфонических глыб композитора. Все три сочинения вроде не так далеко отстоят друг от друга по времени создания, относятся ко второй четверти XX века, но, на самом деле, маркируют совсем разные эпохи и эмоциональные состояния. Самый известный номер альбома – Соната для скрипки и фортепиано фа минор опус 80. Еще ее именуют «так называемая первая», поскольку завершена она позже второй, хотя начата раньше. У Прокофьева работа над восьмидесятым опусом заняла восемь лет, и важно знать, каких именно – с 1938 по 1946. Последние предвоенные годы для композитора были едва ли не мрачнее собственно военных. Оптимистические ожидания от произошедшего в 1936 году окончательного возвращения на родину рушились. Трон «первого композитора страны Советов» оказывался все более сомнительным и опасным местом. Кантата «К 20-летию Октября», которая для Прокофьева была вовсе не отпиской, а важным и смелым профессиональным жестом, оказалась слишком смелой и профессиональной, чем поставила заказчиков в тупик и была отвергнута. Затягивалась постановка «Ромео и Джульетты». В связи с беспрестанно меняющейся геополитической ситуацией в мире и взаимоотношениями СССР с Германией лихорадило «Александра Невского» и «Семена Котко». Несмотря на кажущуюся легкость затеи, Прокофьеву так и не удалось устроить в СССР исполнение кантаты его американского друга Владимира Дукельского «Конец Санкт-Петербурга», вдохновленной одноименным немым фильмом Всеволода Пудовкина. Самый близкий ужас – арест Мейерхольда, зверское убийство его жены Зинаиды Райх. У самого Прокофьева семья разваливалась, но он медлил с окончательным разрывом, сознавая, что его имя – какой-никакой щит для жены-иностранки и сыновей. Слушая мучительно-сумеречную первую часть сонаты от всего этого трудно отмахнуться. Как, впрочем, и от того фантастического факта, что исповедальный шедевр камерной музыки XX века был в 1947 году награжден Сталинской премией первой степени. Первый исполнитель сочинения Давид Ойстрах запомнил, как автор сравнивал гаммаобразные пассажи в крайних частях с ветром на кладбище. Четыре части сонаты переполнены контрастной, эмоционально очень захватывающей музыкой. Остервенело, будто молотком вбиваемый мажор второй части сменяется невероятной, тончайшей красотой третьей, счастливый полет – кладбищенским ветром, сдавленная горечь – свежим воздухом. Притчин и Фаворин великолепно демонстрируют масштабность и хрупкость этого лирического высказывания. Еще одна соната для скрипки и фортепиано возникла в 1944 году, имеет номер 2 и опус 94 bis. Она является авторским переложением флейтовой сонаты опус 94, написанной Прокофьевым годом раньше. Война, эвакуация, счастливая любовь и поразительная композиторская производительность: это было героическое время создания «Войны и мира», Пятой симфонии, Седьмой и Восьмой фортепианных сонат. Флейтовая соната, написанная в «классицистской» тональности ре мажор и ясностью форм отсылающая чуть ли не к Гайдну, была неким отвлечением от этих сверхзадач, этакой игрой в бисер. Она понравилась Ойстраху, пользуясь советами которого композитор сделал и ее скрипичную версию (в результате ставшую популярней флейтовой). Изменений понадобилось немного, флейтовые пассажи оказалась удобными для скрипки. Эта умная, упругая, иногда демонстративно-пофигистская музыка очень идет героям диска, они ее щелкают как орешки. После чего переключают слушателя в совсем другую реальность. Пять мелодий для скрипки и фортепиано опус 35 bis датированы 1925 годом и являются переложением пяти песен без слов опус 35, написанных еще совсем молодым Прокофьевым в первые годы эмиграции. Но кажется, что это небольшое, милое и несерьезное сочинение – вроде автографа девушке в альбом – вообще из дореволюционной России. Вокализы были сочинены молодым и дерзким автором в конце 1920 года во время его метаний по Америке и почти «остапобендеровских» попыток устроить судьбу своих «Апельсинов» (это ему, в конце концов, удалось – мировая премьера «Любви к трем апельсинам» состоялась в Чикаго ровно через год). Их попросила у Прокофьева Нина Кошиц для своего сольного концерта в Нью-Йорке. И композитор сделал дружеский жест по отношению к только что вырвавшейся в Америку из революционной России знаменитой певице, нуждавшейся в поддержке. Кошиц была не только оперная примадонна, но и тонкая исполнительница камерного репертуара. Имя ее в первую очередь возникает рядом с Рахманиновым, которого в доэмиграционной жизни с ней связывали разнообразные лично- творческие отношения и который посвятил ей свои самые чудесные романсы из опуса 38. В написанной для нее прокофьевской музыке (даже в скрипичной версии) тоже слышится черемуховое усадебное счастье и сладкая печаль, пока не ведающая горести кладбищенского ветра. Екатерина Бирюкова Айлен Притчин родился в 1987 году в Ленинграде, игрой на скрипке начал заниматься в шесть лет. Окончив в 2005 году Среднюю специальную музыкальную школу при Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе Е.И. Зайцевой, поступил в Московскую государственную консерваторию в класс профессора Э.Д. Грача, ассистентом которого стал сразу после окончания аспирантуры МГК. Айлен – обладатель множества наград, среди которых премия Юрия Темирканова, первые премии и специальные призы на Юношеском конкурсе им. П.И. Чайковского (Япония, 2004), международных конкурсах им. А.И. Ямпольского (Россия, 2006), им. П. Владигерова (Болгария, 2007), им. Р. Канетти (Италия, 2009). Айлен – победитель международных скрипичных конкурсов Sion Valais в Швейцарии, и м. Ф . Крейслера в Вене, им. Д. Ойстраха в Москве. В 2011 году он с тал обладателем специального приза жюри Международного конкурса им. П.И. Чайковского и выиграл Международный конкурс им. Г. Венявского (Познань, Польша). Тогда же скрипач дебютировал на Зальцбургском фестивале и в амстердамском зале Консертгебау. В 2014 году музыкант получил Гран-при Международного конкурса им. Маргариты Лонг, Жака Тибо и Режин Креспен во Франции – одного из самых значительных и престижных скрипичных конкурсов в мире. Айлен выступал в венском Концертхаусе и зальцбургском Моцартеуме, в залах Тель-Авивского и Ханойского оперных театров, театре Елисейскихполей, Концертном зале Мариинского театра и парижском зале Гаво. Он регулярно гастролирует в Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, Франции, Италии, Голландии, Польше, Болгарии. Скрипач выступает как в сольном, так и в камерном амплуа. В числе коллективов, с которыми он играл, Национальный оркестр Лилля (Франция), симфонический оркестр Венского радио, Донаньи-оркестр Будафока (Венгрия), камерный оркестр «Амадеус» (Польша), Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», ГАСО им. Е.Ф. Светланова, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, I pomeriggi musicali (Милан), оркестр Мариинского театра, оркестр MusicAeterna, Московский государственный академический симфонический оркестр п/у П. Когана, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и камерный оркестр «Московия». Его партнерами по камерному музицированию были Вадим Глузман, Вильфрид Штреле, Лукас Генюшас, Карл Ляйстер, Франческо Либетта. Среди дирижеров, под руководством которых выступал музыкант, Юрий Симонов, Александр Ведерников, Теодор Курентзис, Фабио Мастранджело, Шломо Минц, Роберто Бенци, Хироюки Иваки, Корнелиус Майстер, Дориан Уилсон, Донато Ренцетти. Записи выступлений скрипача передавали по радио в Италии, Болгарии, Латвии, на Radio France. Айлен Притчин играет на инструменте работы Штефана-Петера Грайнера 2005 года. В мае 2016 года фирма «Мелодия» выпустила совместный диск Айлена Притчина и Лукаса Генюшаса с произведениями Чайковского, Десятникова и Стравинского. В 2017 – диск «3х3. Live», где вместе с Лукасом Генюшасом и Александром Бузловым Притчин исполнил трио Шостаковича, Вайнберга и Равеля. Юрий Фаворин родился в Москве в 1986 году. В очень раннем возрасте он начал проявлять интерес к музыке и демонстрировать необычайные музыкальные способности. Уже с пяти лет начались систематические занятия музыкой. В восемь лет он был принят в Московскую среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, где учился сразу по трем специальностям – фортепиано, кларнет и композиция. В 2009 году Юрий с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу фортепиано (проф. Михаил Воскресенский). В 2013–2015 годах стажировался в университете «Моцартеум» в Зальцбурге (класс Жака Рувье). В 2016 году окончил аспирантуру Московской консерватории. Юрий активно участвует в музыкальной жизни, выступая как с сольными концертами, так и в ансамбле с лучшими симфоническими и камерными оркестрами во многих странах мира. Играл с такими дирижерами, как Пьер Булез, Марин Олсоп, Эндрю Грэмс, Эри Клас, Пол Гудвин, Кадзухиро Коидзуми. Среди его партнеров по сцене Александр Рудин, Борис Березовский, Марк Коппе, Жерар Коссе, Дэвид Ливли и многие другие. Постоянный участник международных фестивалей в Ля Рок д’Антерон (Франция), «Сумасшедшие дни» (Франция, Япония) и многих других. В его репертуаре сочинения разных эпох и направлений, а также сочинения редко исполняемых авторов. Лауреат множества российских и международных конкурсов, в том числе конкурса им. королевы Елизаветы в Брюсселе (2010) и конкурса Оливье Мессиана в Париже (2007). Сыграл ряд премьер сочинений современных композиторов. Среди его записей произведения Ф. Листа, сочинения русских композиторов XX–XXI веков и многие другие. Активно принимает участие в проектах импровизационной музыки в различных составах. В мае 2016 года фирма «Мелодия» выпустила сольный диск Юрия Фаворина с сочинениями русских композиторов начала XX века. |