2 дня
О сайте7 | MEL CD 10 02450 (2 CD) 2016, дата записи: 2016 |
Диск 1 1 Прелюдия № 1 До мажор 2.17 2 Фуга № 1 До мажор 3.38 3 Прелюдия № 2 ля минор 3.30 4 Фуга № 2 ля минор 2.25 5 Прелюдия № 3 Соль мажор 1.29 6 Фуга № 3 Соль мажор 2.22 7 Прелюдия № 4 ми минор 2.36 8 Фуга № 4 ми минор 5.34 9 Прелюдия № 5 Ре мажор 1.09 10 Фуга № 5 Ре мажор 2.09 11 Прелюдия № 6 си минор 2.23 12 Фуга № 6 си минор 4.23 13 Прелюдия № 7 Ля мажор 2.14 14 Фуга № 7 Ля мажор 2.05 15 Прелюдия № 8 фа-диез минор 2.22 16 Фуга № 8 фа-диез минор 5.18 17 Прелюдия № 9 Ми мажор 2.46 18 Фуга № 9 Ми мажор 2.11 19 Прелюдия № 10 до-диез минор 1.14 20 Фуга № 10 до-диез минор 3.28 21 Прелюдия № 11 Си мажор 1.54 22 Фуга № 11 Си мажор 2.17 23 Прелюдия № 12 соль-диез минор 1.37 24 Фуга № 12 соль-диез минор 2.36 Общее время: 64.57 Лукас Генюшас, фортепиано (1–8) Андрей Гугнин, фортепиано (9–16) Никита Мндоянц, фортепиано (17–24) Диск 2 1 Прелюдия № 13 Соль-бемоль мажор 3.01 2 Фуга № 13 Соль-бемоль мажор 2.36 3 Прелюдия № 14 ми-бемоль минор 2.27 4 Фуга № 14 ми-бемоль минор 3.21 5 Прелюдия № 15 Ре-бемоль мажор 1.33 6 Фуга № 15 Ре-бемоль мажор 2.34 7 Прелюдия № 16 си-бемоль минор 2.40 8 Фуга № 16 си-бемоль минор 5.24 9 Прелюдия № 17 Ля-бемоль мажор 4.26 10 Фуга № 17 Ля-бемоль мажор 2.45 11 Прелюдия № 18 фа минор 2.11 12 Фуга № 18 фа минор 2.45 13 Прелюдия № 19 Ми-бемоль мажор 1.51 14 Фуга № 19 Ми-бемоль мажор 3.31 15 Прелюдия № 20 до минор 2.38 16 Фуга № 20 до минор 2.25 17 Прелюдия № 21 Си-бемоль мажор 1.31 18 Фуга № 21 Си-бемоль мажор 2.50 19 Прелюдия № 22 соль минор 2.30 20 Фуга № 22 соль минор 4.27 21 Прелюдия № 23 Фа мажор 1.31 22 Фуга № 23 Фа мажор 1.52 23 Прелюдия № 24 ре минор 3.30 24 Фуга № 24 ре минор 4.47 Общее время: 70.06 Ксения Башмет, фортепиано (1–8) Юрий Фаворин, фортепиано (9–16) Андрей Ярошинский, фортепиано (17–24) Запись произведена в Большом зале Московской Консерватории в 2016 г. Звукорежиссер – Михаил Спасский Руководитель проекта – Карина Абрамян Редактор – Наталья Сторчак Дизайн – Григорий Жуков Фирма «Мелодия» представляет премьеру уникального произведения русской музыки ХХ века – «24 прелюдии и фуги» Всеволода Задерацкого. Самое поверхностное знакомство с биографией композитора заставляет содрогнуться от тяжести выпавших на его долю испытаний. Композитор, пианист, дирижер, Задерацкий прошел через все круги ада – аресты, тюремные заключения, ГУЛАГ, ссылки, травля за «формализм»… Однако ничто не могло сломить его могучую тягу к творчеству. Свое главное сочинение он писал в 1937–1939 годы, находясь в лагере на Колыме, используя телеграфные бланки в качестве нотной бумаги… Представитель школы Сергея Танеева, Задерацкий стал, пожалуй, единственным из композиторов, кто отважился продолжить полифоническую традицию своего учителя. До появления аналогичных циклов Хиндемита и Шостаковича Задерацкий самостоятельно возродил баховскую традицию. Освященная веками форма сочетается здесь со своеобразно трактованным «тональным» мышлением; при этом стиль композитора синтезирует наиболее значительные достижения музыки первой половины прошлого столетия. Только в XXI веке творчество Всеволода Задерацкого стало привлекать широкое внимание музыкантов и публики. Целиком «24 прелюдии и фуги» впервые прозвучали в 2014 г. в Москве. Теперь они записаны на диски группой молодых пианистов, лауреатов международных конкурсов, ярких представителей исполнительского искусства своего поколения. В записи участвуют Ксения Башмет, Юрий Фаворин, Никита Мндоянц, Лукас Генюшас, Андрей Гугнин и Андрей Ярошинский. |
буклет -------- «Прелюдии и фуги В.П. Задерацкого просто ошеломляют своим ярко выраженным концертным началом, экспрессией, драматизмом! …не перестаешь поражаться и одновременно сожалеть о том, что, увы, до сих пор мы так и не научились ценить свое национальное художественное достояние, не научились гордиться успехами своих соотечественников, о достижениях которых мы нередко — как и в данном случае — узнаем спустя не один десяток лет, а главное — только после смерти автора…» Профессор Московской консерватории Наталья Симакова «Композитор, которого не было» – так озаглавлен очерк о Всеволоде Задерацком (1891–1953) в книге «Репрессированная музыка». На фоне тех, чьи имена намеренно вычеркивались из культурного контекста советской музыки или даже испытавших на себе тяжесть гонений и репрессий, судьба автора «24 прелюдий и фуг» выделяется своей трагической безысходностью. Самое поверхностное знакомство с биографией Задерацкого заставляет содрогнуться от тяжести выпавших на его долю нескончаемых суровых испытаний. И одновременно восхититься несгибаемой волей, удивительной тягой к творчеству этого человека. Юные годы Всеволода Задерацкого напоминают линию жизни героя «Доктора Живаго» Пастернака. Успешные занятия в Московской консерватории под руководством Сергея Танеева и позже Михаила Ипполитова-Иванова (параллельно с учебой на юридическом факультете Московского университета). Первая мировая война, вынудившая переквалифицироваться в военного инженера (символично, что экзамен у него принимал профессор фортификации Цезарь Кюи – последний оставшийся в живых член «Могучей кучки»). Была, впрочем, в его биографии и другая страница – занятия музыкой с сыном Николая II цесаревичем Алексеем; именно они и послужили поводом для постоянных преследований в советские годы. Затем была служба в добровольческой армии Деникина, закончившаяся пленом. И… чудом спасший его от расстрела Феликс Дзержинский: впечатленный фортепианной игрой Задерацкого, он дал ему «охранную грамоту». Пораженный в правах «лишенец», Задерацкий был вынужден жить в Рязани, но и там один арест сменялся другим (во время одного из них были изъяты и уничтожены все произведения, сочиненные композитором до 1926 г.). Короткий период жизни в Москве, членство в Ассоциации современной музыки (АСМ) и творческая активность в самых разнообразных жанрах вновь сменились высылкой – на сей раз в Ярославль, где Задерацкий преподавал в музыкальном училище и организовал симфонический оркестр. А в 1937 г. его опять арестовали «за пропаганду фашистской музыки» (в программе одного из концертов под его управлением звучали сочинения Вагнера и Рихарда Штрауса). И вот в 1937–39 гг. на Колыме в условиях, почти несовместимых с жизнью, достав бумагу (первую попавшуюся, включая телеграфные бланки!), Всеволод Задерацкий осуществил свой крупнейший музыкальный замысел: «24 прелюдии и фуги» для фортепиано. Задолго до ведущих композиторов-полифонистов своей эпохи – Шостаковича и Хиндемита – он возродил баховскую традицию. По счастливой случайности Задерацкий попал в волну освобождений 1939 года; ему удалось добраться до Ярославля. После долгих лет мытарств он нашел себе пристанище во Львове, городе, богатом культурными традициями. Его пригласили преподавать в консерватории, появилась надежда на исполнение новых произведений. Однако провозглашенная государством «борьба с формализмом» поставила на этом крест. Осознавая, что ему больше нечего терять, Задерацкий написал необыкновенное по смелости открытое письмо главному редактору журнала «Советская музыка», одиозному борцу идеологического фронта Мариану Ковалю. «…Я давно уже умер как композитор – меня не играют и не печатают, и абсурдно хватать за горло мертвого, чтобы убить его». Он умер, так и не дождавшись признания. Первые публикации сочинений Задерацкого последовали лишь спустя четверть века после его смерти. Фортепианная музыка составляет лучшую часть творческого наследия Задерацкого, обладавшего ярким пианистическим даром. Если его произведения второй половины 1920-х гг. – фортепианные сонаты и программные циклы миниатюр – демонстрируют близость к советскому музыкальному авангарду, то начиная с «24 прелюдий» (1934) стиль композитора тяготеет к тональной организации музыки, индивидуальному синтезу традиционного и новаторского. Цикл прелюдий и фуг стал высшим воплощением этих принципов. И снова поражает феноменальность музыкального мышления композитора, которому оставалось полагаться на память слуха (ведь за сотни километров вокруг не было ни одного фортепиано). И Мессиан, создавший «Квартет на конец времени» в лагере военнопленных, и даже узники Терезиенштадта находились в куда более благоприятных творческих условиях. Получив чудом бумагу и карандаш, Задерацкий не имел ластика, а значит, должен был писать набело, «без права на ошибку»! В 1942 г. он отредактировал три диптиха, но из них лишь одна прелюдия потребовала серьезных изменений. В масштабном замысле невольно отразился весь спектр фортепианной музыки, окружавшей автора на протяжении полувека. Неповторимое своеобразие «Картинок с выставки» Мусоргского, полнозвучная колокольность Рахманинова, тембровая переливчатость импрессионистов, хрупкость звуковой палитры Скрябина, моторика Прокофьева и, возможно, лирический сарказм «Прелюдий» Шостаковича… Темы некоторых фуг имеют даже «двенадцатитоновый» уклон. И все же наиболее ощутимым в цикле Задерацкого становится авторское преломление заветов учителя – Танеева, осуществившего синтез классической и романтической тенденций в полифонической музыке. Автор Прелюдии и фуги соль-диез минор (своего единственного сольного сочинения для фортепиано), Танеев настаивал на творческом, индивидуальном подходе к жанру и форме фуги. Он убеждал учеников, что ее «застывшую в веках» модель каждый раз нужно раскрывать по-новому. Однако лишь Задерацкий в полной мере осуществил творческое продолжение традиций танеевской школы. При всем фактурном богатстве и многообразии прелюдий, именно фуги становятся драматургическим центром каждого миницикла Задерацкого; строго организованная конструкция сочетается в каждой из них с ярко выраженным динамическим вектором. В кульминациях фуг звучание фортепиано нередко приобретает оркестровый (или органный) характер; первая и последняя части макроцикла достигают эпической мощи колокольного перезвона, образуя скрепляющую арку. Художественная ценность «24 прелюдий и фуг» Всеволода Задерацкого очевидна вне зависимости от места и обстоятельств их сочинения. Мы никогда не узнаем ответа на вопрос: «Как бы отреагировал Шостакович, если бы ему довелось услышать этот (первый!) вариант переосмысления барочной идеи?» (Н. Симакова), как не узнаем, повлияла бы на романтиков неизвестная им «Неоконченная» симфония Шуберта. И все же, соприкасаясь с этой музыкой, уже невозможно отрешиться от осознания тех страшных условий, в которых она создавалась. Это заставляет еще внимательнее вслушиваться в очертания композиторской мысли Задерацкого, еще глубже чувствовать могучую «силу сопротивления», которая проходит через весь цикл, наполняя драматическим смыслом даже самые ясные, безоблачные его части. Рукописи «Прелюдий и фуг» не содержат никаких штрихов, динамических оттенков, нюансов – автор едва ли рассчитывал на их исполнение в обозримом будущем. С одной стороны, это дает исполнителю широкий простор для интерпретаций, но насколько сложная задача встанет перед пианистом, который решится включить весь цикл в свой репертуар! Ноты «24 прелюдий и фуг» Всеволода Задерацкого были изданы в 2012 г. «Русским Музыкальным Издательством». Премьера сочинения, осуществленная в 2014 г. силами молодых музыкантов, ведущих представителей нового поколения русской пианистической школы, стала событием исторического значения. По словам выдающейся пианистки и педагога Веры Горностаевой, в Рахманиновском зале Московской консерватории совершилось «возрождение из небытия крупнейшего композитора ХХ века». Исполнение цикла в Петербурге год спустя вызвало еще бóльший резонанс среди слушателей и критиков. Теперь «24 прелюдии и фуги» доступны широкой публике в звукозаписи. Хочется верить, что теперь это грандиозное сочинение займет подобающее ему место в контексте отечественной культуры. И еще одно недостающее звено – непростительная брешь в культурной памяти – будет восполнено для нашего и последующих поколений. Представительница знаменитой музыкальной династии Ксения Башмет (р. 1980) окончила Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных и Московскую консерваторию (класс профессора Льва Наумова), а также аспирантуру консерватории по двум специальностям: «концертмейстерское мастерство» (класс доцента Ирины Кирилловой) и «камерный ансамбль» (класс профессора Тиграна Алиханова). В 14 лет пианистка стала дипломантом международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» в Санкт-Петербурге (1994). В дальнейшем Ксения Башмет одержала победы на Первом международном конкурсе камерных ансамблей имени Танеева в Калуге (2002) и XVIII Международном конкурсе камерных ансамблей в Кальтаниссетте (Италия, 2003). Год спустя была удостоена молодежной премии «Триумф». Обладатель двух специальных призов («Лучшему иллюстратору» и «За великолепное музыкальное сопровождение») Международного конкурса альтистов Юрия Башмета. Ксения Башмет – участник международных фестивалей «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», «Московская осень», «Возвращение», «Ars Longa» в Москве, а также фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция), Вербье (Швейцария), Тэнглвуде (США), на о. Эльба (Италия). Выступает с концертами в США, Европе, Израиле и Японии. Сотрудничает с камерным ансамблем «Солисты Москвы», симфоническим оркестром «Новая Россия», «Russian Chamber Orchestra» (Лондон), Берлинским и Гамбургским камерными оркестрами. Среди ее партнеров по ансамблю Юрий Башмет, Гидон Кремер, Наталия Гутман, Виктор Третьяков, Кристоф Барати, Александр Князев и другие знаменитые музыканты. Один из сольных дисков пианистки («Piano Collection» Майкла Наймана) был назван диском недели английской радиостанцией «Classic FM». Лукас Генюшас (р. 1990) – потомственный музыкант, внук пианистки, профессора Московской консерватории Веры Горностаевой. Обладатель 12 конкурсных наград, среди которых золотая медаль VII Молодежных Дельфийских игр России (2008), I премия Международного конкурса имени Дж. Бахауэр в США (2010), серебряная медаль Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве (2010) и немецкая премия «Deutscher Pianistenpreis–2012». В 2015 г. он был удостоен II премии XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве. Лукас Генюшас – участник многих проектов Московской филармонии, в том числе программы продвижения молодых исполнителей в Москве и регионах России «Звезды XXI века». Выступления музыканта проходят на крупнейших мировых сценах. Особый интерес вызывают монографические концерты артиста: 24 этюда и три сонаты Шопена, пять концертов Бетховена, «Ludus tonalis» Хиндемита, 24 прелюдии Рахманинова. Лукас Генюшас гастролирует в городах России, Германии, Франции, Италии, Испании, Польши, Литвы, Латвии, Дании, Швеции, США, Японии, Южной Кореи, Бразилии. Пианист сотрудничает со многими выдающимися музыкантами, среди которых Валерий Гергиев, Юрий Темирканов, Саулюс Сондецкис, Гидон Кремер, Дмитрий Ситковецкий, Марио Брунелло, Дмитрий Лисс и многие другие. Андрей Гугнин (р. 1987) окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру по классу профессора Веры Горностаевой, а также занимался с Ольгой Мечетиной, Валерием Кастельским и Львом Наумовым. Лауреат международных конкурсов «Allegro vivo» в Сан-Марино (2008), в Канту (I премия, 2009), имени С. Станчича в Загребе (II премия и два специальных приза, 2011), имени Л. ван Бетховена в Вене (2013), а также конкурса «Valsesia musica» в Италии (I премия, 2014). В том же году был удостоен золотой медали и приза публики Международного фортепианного конкурса имени Дж. Бахауэр в Солт-Лейк-Сити (США), а в 2016 г. – I премии и трех специальных призов на Международном конкурсе в Сиднее. Пианист гастролировал более чем в 20 странах, давал концерты в нью-йоркском Карнеги-холле, Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, Московском международном Доме музыки, Лувре, театре имени Дж. Верди в Триесте, венском Музикферайн. Сотрудничал с Государственным академическим симфоническим оркестром России, симфоническим оркестром Капеллы Санкт-Петербурга, Нидерландским национальным оркестром, ансамблем Asko|Schönberg, оркестрами Camerata Salzburg и Raanana Symphonette. Участник программы Московской филармонии «Звезды XXI века», Андрей Гугнин является артистом концертного филармонического объединения «Москонцерт». Никита Мндоянц (р. 1989) в 2011 г. окончил Московскую консерваторию по специальностям «композиция» (класс профессора Александра Чайковского) и «фортепиано» (классы профессоров Александра Мндоянца и Николая Петрова), в 2014 г. – аспирантуру консерватории. Победитель Международного конкурса пианистов имени И. Падеревского в Польше (2007), финалист Международного конкурса имени В. Клайберна в Форт-Уорте (2013), он также является лауреатом I премии Международного конкурса молодых композиторов имени Н.Я. Мясковского (2014). В 2016 г. стал победителем Международного конкурса пианистов в Кливленде. Выступает с концертами в России, Украине, Германии, Италии, Испании, Португалии, Польше, Латвии, Эстонии, Китае, Швейцарии, Израиле, Финляндии, Франции и США. Принимал участие в фестивалях «Кремль музыкальный», «Московская осень», международном фестивале пианистов в Лиепае (Латвия), фестивале Международного экономического форума в Давосе (Швейцария). C 2012 г. – приглашенный композитор Международного фестиваля в Висамбуре (Франция). Является одним из героев документальных фильмов «Русские вундеркинды» (2000) и «Конкуренты» (2009), снятых немецкой компанией «Licht Film». Среди ансамблевых партнеров Никиты Мндоянца Государственный квартет имени Бородина, Александр Гиндин, Вячеслав Грязнов, Алексей Белов, квартет «Эбен», квартеты имени А. фон Цемлинского и К. Шимановского. Два сольных диска Никиты Мндоянца изданы лейблом «Classical records». В 2015 г. «Prague digitals» опубликовала запись фортепианного квинтета Вайнберга с участием пианиста. Издательства «Композитор» и «Музыка» опубликовали ряд фортепианных и камерных сочинений Никиты Мндоянца. Юрий Фаворин (р. 1986) начал демонстрировать необычайные музыкальные способности в самом раннем возрасте. В Московскую среднюю специальную музыкальную школу имени Гнесиных он был принят сразу по трем специальностям – фортепиано, кларнет и композиция. В 2009 г. Юрий с отличием окончил Московскую консерваторию по классу профес- сора Михаила Воскресенского, в 2013–2015 гг. стажировался в университете «Моцартеум» в Зальцбурге (класс Жака Рувье). Юрий Фаворин является лауреатом Международного конкурса Оливье Мессиана в Париже (2007), престижнейшего состязания имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2010) и ряда других международных конкурсов. Юрий Фаворин играл с такими дирижерами, как Пьер Булез, Марин Олсоп, Эндрю Грэмс, Эри Клас, Пол Гудвин, Кадзухиро Коидзуми. Среди его партнеров по сцене Александр Рудин, Борис Березовский, Марк Коппе, Жерар Коссе, Дэвид Ливли и другие. В репертуаре молодого пианиста сочинения разных эпох и направлений, но особое предпочтение он отдает современной музыке (на его счету ряд премьер современных российских авторов). Среди его записей произведения Ф. Листа, сочинения русских композиторов XX–XXI веков и многие другие. Активно принимает участие в проектах импровизационной музыки в различных составах. Андрей Ярошинский (р. 1986) окончил Московскую консерваторию (2009) и аспирантуру (2013) в классе профессора Веры Горностаевой. «В его манере исполнения сочетаются сила, благородство и интеллигентность», – так отзывалась знаменитая пианистка о своем воспитаннике. Будучи студентом второго курса консерватории, юный музыкант стал дипломантом XV Международного конкурса пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве (2005). Мазурки, исполненные им на этом конкурсе, были включены в международный «Mazurka Project», организованный Международным центром истории и анализа записанной музыки (наряду с исполнениями таких выдающихся музыкантов, как А. Рубинштейн, Г. Черны-Стефаньска, А. Бенедетти Микеланджели, А. Корто и другие). Среди множества лауреатских званий и наград Андрея Ярошинского нужно отметить I премию и три специальных приза (за лучшее исполнение произведений Ф. Шопена, испанской музыки и концерта с оркестром) Международного конкурса имени Хосе Итурби в Валенсии. В 2011 г. в Испании был выпущен сольный диск А. Ярошинского с произведениями Альбениса, Листа и Рахманинова. В том же году молодой артист стал победителем II Международного конкурса пианистов в Габале (Азербайджан), получив право на дебютное выступление с Королевским филармоническим оркестром в Лондоне и на запись диска с произведениями П.И. Чайковского на лейбле «Naxos». Андрей Ярошинский – лауреат специальной премии Международной летней академии «Моцартеум» в Зальцбурге, обладатель Золотого диплома Международной академии «Pianale» в Германии (2007); стипендиат Фонда Мстислава Ростроповича и Фонда Дмитрия Шостаковича, обладатель стипендии президента России. В 2014 г. для коллекции Московской консерватории пианист записал диск с 24 прелюдиями Рахманинова в Большом зале консерватории. С 2015 г. Андрей Ярошинский возглавляет Ассоциацию молодых музыкантов-исполнителей Российского музыкального союза. Андрей Ярошинский много концертирует в России, Европе и Америке. Играл во многих престижных залах мира, включая Большой, Малый и Рахманиновский залы Московской консерватории, Концертный зал имени П.И. Чайковского, залы Московского международного Дома музыки, Вигмор-холл в Лондоне, Кеннеди-центр в Вашингтоне, Дворец музыки в Валенсии, зал Корто в Париже, Театр Массимо в Палермо (Италия), зальцбургский «Моцартеум». С 2009 г. Андрей Ярошинский является официальным артистом фирмы «Steinway & Sons». |