5 дней
О сайте2 | MEL REC 10 02434 2016, дата записи: 2015 |
Фредерик Шопен 1. «Блестящие вариации» Си-бемоль мажор, соч. 12 8.24 2. Мазурка ля минор, соч. 59 № 1 4.09 3. Мазурка Ля-бемоль мажор, соч. 59 № 2 2.24 4. Мазурка фа-диез минор, соч. 59 № 3 3.12 5. Болеро, соч. 19 7.50 6. Мазурка Си мажор, соч. 63 № 1 2.03 7. Мазурка фа минор, соч. 63 № 2 1.39 8. Мазурка до-диез минор, соч. 63 № 3 1.58 9. Скерцо № 4 Ми мажор, соч. 54 11.20 10. Баллада № 4 фа минор, соч. 52 11.57 11. Вальс до-диез минор, соч. 64 № 2 3.47 Общее время: 56.43 Ирина Чуковская, фортепиано Запись сделана в Камерном зале Польской Балтийской филармонии имени Ф. Шопена в Гданьске, 2015 г. Запись: Игорь Будай, Филип Фейнер Монтаж – Фарида Узбекова Мастеринг – Александр Волков Редакторы: Дмитрий Масляков, Наталья Сторчак Фото – Юлианна Асиновская Дизайн – Григорий Жуков Перевод – Николай Кузнецов Цифровое издание: Дмитрий Масляков, Роман Томлянкин «Мелодия Рекордс» предлагает вашему вниманию диск произведений Фредерика Шопена в исполнении Ирины Чуковской. «Ирина Чуковская – ярко одаренная пианистка. Ее игра привлекает незаурядной виртуозностью, звуковой культурой и подлинным артистизмом. Ей подвластна музыка различных стилей и направлений», – так высказался об И. Чуковской Мстислав Ростропович. Ученица выдающихся учителей, наследников нейгаузовской школы Станислава Нейгауза и Веры Горностаевой (по окончании Московской консерватории пианистка совершенствовалась под руководством Д. Башкирова и М. Коллонтая), Ирина Чуковская в 1980 г. стала победительницей Международного конкурса им. Ф. Шопена в Варшаве. Сегодня пианистка концертирует и дает мастер-классы по всему миру, постоянно расширяет свой репертуар. Музыка Шопена составляет наиболее яркую часть репертуара артистки. «Шопен Ирины Чуковской – прежде всего лучезарный, изящный, пленяющий сверкающим пианизмом»,– писал профессор Е. Левитан. Мастерству И. Чуковской подвластны и драматические, и «виртуозные» страницы шопеновской музыки, что ярко демонстрирует данная подборка. Юношеское произведение «Блестящие вариации» и одна из первых сочиненных в Париже пьес – «Болеро» (соч.19) – исполнены с изяществом и эффектным блеском. Совсем другую сторону шопеновского творчества представляют лирические танцевальные миниатюры – поздние мазурки 1845–46 гг. (соч. 59 и 63), а также популярнейший Вальс до-диез минор. Одночастные сочинения с элементами программности – Скерцо № 4 и трагическая Баллада № 4 – завершают диск, который построен как своеобразная мини-антология творчества гения польской музыки. |
Творчество Фредерика Шопена (1810–1849) горячо любимо исполнителями и слушателями. По словам Бориса Асафьева, произведения польского гения относятся к тем художественным явлениям, которые сразу сильно и глубоко проникают в душу: «Их принимают без всякого преодоления, пассивно подчиняясь обаянию их безупречно ясной красоты». Стиль Шопена, при всей широте и многообразии его образных контрастов, от элегантной радостной оживленности светского салона и меланхолически-светлой элегичности до обостренных драматических коллизий и глубочайшего трагизма – отличается безупречным вкусом и редкостным единством. Будучи блистательным пианистом, Шопен в полной мере раскрыл богатейшие акустические и технические возможности инструмента и создал свой уникальный, наполненный неповторимым обаянием, романтический звуковой мир, узнаваемый буквально с первых нот. В предлагаемом вниманию слушателей альбоме известной российской пианистки Ирины Чуковской объединены произведения различных жанров и различных периодов творчества композитора. «Блестящие вариации» на тему рондо «Je vends des scapulaires» из оперы «Людовик» Фердинана Герольда и Фроманталя Галеви и Болеро (соч. 19) принадлежат к сочинениям первых лет пребывания Шопена в Париже, когда его имя уже стало известно в светских кругах и среди интеллектуальной элиты. Это время его увлечения насыщенной театральной и артистической жизнью французской столицы, осознания своего места в искусстве, когда в сферу общения молодого композитора вошли Ф. Лист, Г. Берлиоз, В. Беллини, В. Гюго, Г. Гейне, А. де Ламартин, А. де Мюссе, Э. Делакруа, время напряженной духовной работы. В послании Доминику Дзевановскому (январь 1833 г.) со свойственной ему беспощадной трезвостью самооценки Шопен писал: «Если бы я был еще глупее, то думал бы, что достиг вершины своей карьеры; а между тем я вижу, как многого мне еще недостает, и вижу это особенно ясно, потому что общаюсь с первоклассными артистами, и знаю, чего недостает каждому из них». «Блестящие вариации» входили в программу первого парижского концерта, который Шопен дал в зале Плейель 26 февраля 1832. Они написаны в популярном среди виртуозов того времени жанре «блестящих» или «бравурных» вариаций с театрально-импозантной интродукцией, изящной, в духе итальянской оперы, колоратурной орнаментикой мелодических фраз, «жемчужными» пассажами и искрометным танцевальным финалом. Болеро – яркое концертное произведение с едва уловимым условным «испанским» колоритом. Традиционный заостренный ритм танца здесь удивительным образом сочетается с элегичностью мелодии. Несмотря на ощутимую дань «бриллиантовому» стилю обе пьесы отличает неподдельная поэтичность, выделяющая их среди многочисленных сочинений этого направления, принадлежащих перу «акробатов фортепиано». Тонкой одухотворенностью, глубиной и искренностью лирического высказывания отмечены вальсы и мазурки Шопена. Жанр шопеновского вальса представлен на диске популярнейшим Вальсом до-диез минор (соч. 64 № 2) с его обаятельной романсовой мелодикой и упоительно кружащимся рефреном. Два опуса мазурок – соч. 59 и соч. 63 – принадлежат к наиболее сокровенным, исповедальным страницам творчества композитора. Именно в мазурках в наибольшей степени слышна нерасторжимая связь Шопена с его родиной, с польской народной культурой, с национальным мелосом. Шопен признавался в письме Тытусу Войцеховскому: «Ты знаешь, как я стремился почувствовать нашу народную музыку и отчасти достиг этого». Три мазурки, соч. 59 (1845 г.), выходят за обычные рамки миниатюры. В Мазурке ля минор (соч. 59 № 1) перед нами предстает богатейшая гамма эмоциональных оттенков: светлую, мечтательную грусть сменяет сначала робкая, но все более крепнущая надежда, которая уступает место горестным сожалениям. В Мазурке Ля-бемоль мажор (соч. 59 № 2) простодушный фольклорный напев вдруг усложняется щемящими, долго не находящими успокоения аккордами, а в последних тактах словно уносит вдаль, на поля родной Мазовии. Развитие Мазурки фа-диез минор (соч. 59 № 3) проходит путь от горделивой сумрачной атмосферы до утверждающего мажорного заключения. Три мазурки, соч. 63 (1846 г.), более компактны по форме. Мазурка Си мажор (соч. 63 № 1) проносится, словно видение колоритного народного праздника с гудением волынки и наигрышами деревенской скрипки. Мазурка фа минор (соч. 63 № 2) наполнена глубокой меланхолией, «неутешной скорбью о невозвратимой утрате» (Ф. Лист). Мазурка до-диез минор (соч. 63 № 3) с ее незабываемо прекрасной и печальной мелодией обрывается протестующим возгласом. По замыслу пианистки диск завершают сочинения, созданные в одно время, но образующие полюса образного мира композитора: Скерцо № 4 и Баллада № 4. Скерцо № 4 Ми мажор, соч. 54 (1842 г.), – одно из самых солнечных и гармоничных произведений Шопена. Напоенные легкой, радостной энергией и светлой фантастикой крайние разделы контрастируют с мягкой, мечтательной и элегичной серединой. Баллада № 4 фа минор, соч. 52 (1842 г.), – это наполненная подлинно трагическим накалом чувств поэма, взволнованный рассказ о жизни, надеждах и мечтах романтического героя, завершающийся душевной катастрофой. Ирина Владимировна Чуковская (Петрова) прошла большой творческий путь, во многом типичный для одаренных детей в СССР. Она родилась в Ташкенте в семье музыкантов. Уже в семилетнем возрасте она исполнила Концерт Ре мажор Й. Гайдна с оркестром Ташкентской филармонии, а в 12 лет была принята в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории в класс профессора Веры Горностаевой (1929–2015) ученицы Генриха Нейгауза. Вскоре Ирина Чуковская дала свой первый сольный концерт, выступала с такими известными российскими дирижерами как Израиль Гусман и Евгений Колобов. С 1976 г. она продолжила образование в Московской государственной консерватории сначала в классе Станислава Нейгауза (1927–1980), а затем у Веры Горностаевой (ассистенты Е.Р. Рихтер и М.Г. Коллонтай) и в 1980 г. стала лауреатом престижнейшего Международного конкурса имени Ф. Шопена в Варшаве. По окончании консерватории пианистка стажировалась в классе Дмитрия Башкирова, совершенствовала исполнительское мастерство под руководством Теодора Летвина в Ратгерском университете (США, штат Нью-Джерси) и Михаила Коллонтая. С 1985 г. Ирина Чуковская является солисткой Московской филармонии, ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом: в Польше, Венгрии, Италии, Франции, Греции, Израиле, США, Канаде, Южной Корее, Тайване. С 1989 по 1997 гг. она работала в США, выступая с сольными и симфоническими программами под эгидой «Columbia Artist Management Inc.». За это время ею было сыграно более 500 концертов. Дебют Ирины в США состоялся в 1991 г. с Симфоническим оркестром Нового Орлеана под управлением Максима Шостаковича. Ее исполнение Второго концерта К. Сен-Санса вызвало восторженную реакцию публики и прессы. Клавирабенды Ирины Чуковской проходили на различных концертных площадках мира: в Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, Большом зале консерватории Будапешта, концертном зале Пале-Монкальм [Palais Montcalm concert Hall] (Квебек, Канада), концерт-холл «Мегарон» [Megaron Hall] (Афины, Греция), Вайль-холл [Weill Recital Hall] и КАМИ-холл [CAMI Hall] (Нью-Йорк, США) и др. Пианистка выступала со многими известными дирижерами: Максимом Шостаковичем, Юрием Симоновым, Владимиром Понькиным, Сергеем Скрипкой, Андреем Чистяковым, Дэвидом Гилбертом (США), Казухико Комацу (Япония), Янушом Ковачем (Венгрия) и многими другими. Ирина Чуковская – участница «Мальборо-фестиваля» и фестиваля Андре Превена (США), фестивалей русской музыки в Квебеке (Канада), «Кристианштат» (Швеция), «Патра – культурная столица Европы» (Греция), а также «Москва – городам Европы», «Декабрьские вечера», фестивалей имени Сахарова (Нижний Новгород), имени Гаврилина (Вологда), имени Рахманинова (Тамбов), имени Соллертинского (Витебск), имени Генриха и Станислава Нейгаузов (Москва) и многих других. По возвращении в Россию пианистка продолжила интенсивную концертную деятельность, сочетая ее с преподавательской работой. С 1999 по 2005 гг. она была ассистентом профессора Льва Наумова (1925–2005) в Московской консерватории. С 2000 г. Ирина Чуковская преподает в РАМ имени Гнесиных (в настоящее время в должности профессора кафедры специального фортепиано), проводит мастер-классы в России, США, Южной Корее, Франции, Черногории, Сербии и Греции. Среди ее учеников целый ряд лауреатов международных конкурсов. «Ирина Чуковская – ярко одаренная пианистка. Ее игра привлекает незаурядной виртуозностью, звуковой культурой и подлинным артистизмом. Ей подвластна музыка различных стилей и направлений», – так охарактеризовал искусство Чуковской Мстислав Ростропович. Действительно, в творческом багаже артистки репертуар от Моцарта и Глинки до Равеля и Шостаковича; около сорока концертов для фортепиано с оркестром, камерные произведения. Ирина Чуковская не опасается экспериментов, смело включая в программы редко исполняемые опусы («Афоризмы» Дмитрия Шостаковича, сонаты Галины Уствольской, концерт современного канадского композитора Жака Этю [Jacques Hétu]). Большая творческая дружба связывает Ирину Чуковскую с пианистом и композитором Михаилом Коллонтаем – она была первой исполнительницей ряда его сочинений. В последние годы пианистку все больше привлекает клавирное творчество И.С. Баха – в ее репертуар вошли «Французская увертюра» и «Гольдберг-вариации». Музыка Шопена всегда занимала особое место в творческом пространстве Ирины Чуковской. Какое сильное и радостное впечатление производили ее шопеновские интерпретации на концертах класса В.В. Горностаевой. Тогда ученик С.Г. Нейгауза профессор Евгений Левитан отметил, что «Шопен Ирины Чуковской – прежде всего, лучезарный, изящный, пленяющий сверкающим пианизмом». Именно этими качествами обладает ее исполнение «Блестящих вариаций», Болеро и Четвертого скерцо. Но артистке в полной мере доступен и другой Шопен – тонкий лирик, пылкий романтик, трагический поэт. После ее шопеновского концерта в Санкт-Петербурге рецензент отмечал: «В исполнении Чуковской музыка композитора нежно лирична, но иногда в ней проступает удивительная мощь». Ирину Чуковскую отличает высокое чувство ответственности перед исполняемыми авторами, огромная требовательность к своему искусству, постоянное стремление к художественной правде. И в этом она следует завету Г.Г. Нейгауза, высказанному в статье «О Шопене»: «Сокровенной сущностью и глубочайшим смыслом шопеновского творчества является поэзия, которую мы, исполнители, должны открывать. Надо, чтобы слышалось: “я играю Шопена”, а не “Я играю Шопена”». Борис Бородин, доктор искусствоведения, профессор |