1 день
О сайте5 | MEL CD 10 02411 2015, дата записи: 2013 |
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Соната № 1 для виолы да гамба и клавесина Соль мажор, BWV 1027 1. I. Adagio 2. II. Allegro ma non tanto 3. III. Andante 4. IV. Allegro moderato Соната № 2 для виолы да гамба и клавесина Ре мажор, BWV 1028 5. I. Adagio 6. II. Allegro 7. III. Andante 8. IV. Allegro Соната № 3 для виолы да гамба и клавесина соль минор, BWV 1029 9. I. Vivace 10. II. Adagio 11. III. Allegro 12. Сицилиана из Сонаты для клавесина и скрипки до минор, BWV 1017 Борис Андрианов, виолончель Юрий Медяник, баян Транскрипция партии клавесина для баяна – Юрий Медяник Записано в Москве, март и декабрь 2013 г. Звукорежиссер – Руслана Орешникова Выпускающий редактор – Елена Растегаева Дизайн: Ильдар Крюков, Анна Ким Фото: Мария Корчагина, Андрей Кокшаров Цифровое издание: Роман Томлянкин, Дмитрий Масляков Перевод – Николай Кузнецов (англ.) Фирма «Мелодия» предлагает вашему вниманию необычную интерпретацию сонат Иоганна Себастьяна Баха для виолы да гамба и клавесина. Написанные в Кётенский период (1717-1723), эти сонаты, наряду с сольными сюитами для виолончели, скрипки и клавесина, принадлежат к вершинам камерно-инструментального творчества великого немецкого мастера. Сегодня они прочно вошли в золотой репертуар виолончельной музыки, хотя порой звучат и на других струнных инструментах. Музыкант универсального дарования – баянист, скрипач, дирижер и аранжировщик Юрий Медяник – сделал переложение баховских сонат для виолончели и… баяна. Партию виолончели исполняет один из лучших виолончелистов нового поколения, блестящий представитель исполнительской школы Н. Шаховской, лауреат международных конкурсов М. Ростроповича в Париже и им. П.И. Чайковского в Москве Борис Андрианов. Необычное на первый взгляд сочетание инструментов сегодня привлекает многих современных композиторов (благодаря тембровому родству звучания). Репертуар Юрия Медяника охватывает самые различные стили и направления, но это уже не первое его обращение к баховской музыке. Автор переложения, максимально сохранив авторский текст, демонстрирует возможности баяна как «академического» концертного инструмента с самыми широкими возможностями. Переложение Юрия Медяника уже привлекло внимание ряда инструменталистов, но его запись издается впервые. Несомненно, эта новая трактовка баховских сонат в исполнении солистов высочайшего класса станет украшением аудиоколлекции как искушенных профессионалов, так и широкого круга любителей музыки. |
буклет ----- Три сонаты для виолы да гамба и клавира были написаны Иоганном Себастьяном Бахом между 1717 и 1723 гг. в период пребывания на посту капельмейстера и «директора камерной музыки» в Кётене. Исповедуемый княжеским двором кальвинизм, не допускавший звучания органа в церкви, освободил Баха от участия в церковных службах, зато он получил в свое распоряжение капеллу из 17 великолепных музыкантов и дружескую поддержку князя Леопольда – страстного любителя музыки. Не слишком обремененный служебными обязанностями, Бах активно работал в оркестровых, концертных, сольных и камерных инструментальных жанрах. Из под его пера вышли «Бранденбургские концерты» и оркестровые «увертюры» (сюиты), концерты для различных инструментов, первый том «Хорошо темперированного клавира», множество сольных произведений для клавесина, флейты, скрипки и виолы да гамба (барочный вариант виолончели), а также ансамблевые сонаты для этих инструментов. В отличие от сольных виолончельных сюит сонаты для виолы да гамба с клавесином не так трудны в техническом отношении; впрочем, исполнитель на клавесине не аккомпаниатор в узком смысле слова, но полноправный участник (а нередко и солист) ансамбля. Лишь в отдельных фрагментах – в начале Andante Сонаты Ре мажор и в первых тактах Сонаты соль минор – Бах прибегает к распространенной в эпоху барокко практике «basso continuo» (цифрованного баса), во всех других местах партия клавира выписана полностью, а в финальных фугированных частях сонат полифоническое мастерство не уступает сольным фугам для клавира. Им предшествуют исполненные эмоциональной глубины медленные части с их выразительным гармоническим письмом – своеобразные лирические кульминации сонат. Открывающие первые две сонаты медленные части аналогичны «прелюдиям» в сольных циклах, их неторопливую поступь сменяют энергичные Allegro (в Сонате Ре мажор вторая часть также является фугой). Каждая из трех сонат содержит индивидуальные особенности. Первая (BWV 1027), наиболее камерная по звучанию, представляет собой авторское переложение Сонаты для двух флейт и баса, BWV 1039; один из голосов, перенесенный на октаву ниже, был отдан виолончели, другой – клавесину (возможно, поэтому Сонату отличает более четкая трехголосная фактура). Соната BWV 1028 содержит некоторые черты концертности: ее Adagio написано в духе медленной, певучей сицилианы, в то время как финал включает виртуозные каденции для обоих инструментов. Яркий «концертный» характер присущ Сонате соль минор, написанной в трехчастной форме: унисонная тема, открывающая первую часть, заставляет вспомнить о начале Третьего бранденбургского концерта; заключительная фуга, тема которой свободно переходит от одного инструмента к другому, содержит певучую интермедию – контрастный музыкальный материал, предвосхищая этим черты сонатной формы. Возможно, Соната BWV 1029 также является обработкой недошедшего до нас инструментального концерта Баха. Сонаты для виолы да гамба и клавесина разделили участь большинства баховских произведений: неопубликованные при жизни автора, они впервые увидели свет в 1860 г. Сегодня они прочно вошли в репертуар виолончелистов, хотя порой звучат и на других струнных инструментах. Однако транскрипция Юрия Медяника, переложившего партию клавесина для баяна, на первый взгляд, может показаться чересчур «экстравагантной», хотя надо сказать, что это не первое его обращение к творчеству Баха. Юрий Медяник – музыкант универсального дарования, воистину достойного эпохи Ренессанса: баянист, скрипач, дирижер и аранжировщик. Он не ограничивает свой репертуар каким-либо одним стилем и смело обращается к произведениям самых разных эпох и направлений (в его ближайших творческих планах транскрипция для баяна первого тома «Хорошо темперированного клавира»; в качестве «бонуса» в программу диска вошло переложение Largo из Скрипичной сонаты до минор, BWV 1017). Исполнитель высочайшего класса, он и в своих обработках демонстрирует возможности баяна как академического концертного инструмента с широчайшей виртуозной и тембровой палитрой, далеко превосходящей его слишком популярную «фольклорную» ипостась. Неожиданное на первый взгляд тембровое родство звучания двух инструментов (в последние годы ансамбль баяна и виолончели вызывает интерес ряда российских и зарубежных композиторов) приводит к эффекту «однородного» и гармоничного ансамбля, позволяющего слушателю полностью погрузиться в созерцание полифонического кружева баховского голосоведения, в мистическую красоту гармонии медленных частей. Это переложение уже привлекло внимание некоторых музыкантов, но на компакт-диске выходит впервые. Ансамбль двух замечательных музыкантов – Юрия Медяника и виолончелиста Бориса Андрианова, блестящего представителя школы Н. Шаховской, единственного русского лауреата Международного конкурса М. Ростроповича в Париже, несомненно, даст новой интерпретации виолончельных сонат И.С. Баха «путевку в жизнь» как в среде профессионалов, так и в самых широких кругах любителей музыки. Юрий Медяник – российский музыкант-мультиинструменталист. Является основателем и дирижером Pluri_Art Orchestra, художественным руководителем ансамбля Emotion-orchestra, дирижером Московского театра «Новая Опера» им. Е.В. Колобова. Юрий окончил Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру (класс скрипки профессора А. Богданяна), Российскую академию музыки имени Гнесиных (класс баяна профессора В. Семенова). В разные годы становился лауреатом ряда престижных конкурсов: получил Гран-при Демидовского международного конкурса скрипачей, первые премии Международного конкурса баянистов «Вогтландские дни музыки» (Клингенталь, Германия), III Международного конкурса баянистов и аккордеонистов (Москва) и I Всероссийского конкурса баянистов «Югория» и других. Выступления Юрия Медяника проходят на лучших мировых концертных площадках: в Московском международном Доме музыки, Кремлевском дворце, Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени П.И. Чайковского, зале Государственной капеллы (Санкт-Петербург), Виктория-холл (Женева), Тель-Авивском музее искусств, концертном зале Бостонского университета (США), зале Оксфордского университета (Великобритания). Музыкант сотрудничает с такими исполнителями, как А. Нетребко, Э. Шротт, Д. Мацуев, О. Шепс, А. Авитал, Ф. Лепре, Ю. Авдеева, П. Верников, А. Баева, М. Пастер. Среди его музыкальных партнеров Квартет имени М.И. Глинки, оркестр «Русская филармония», «Израиль камерата», Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, симфонический оркестр г. Чунчон (Южная Корея), Оркестр русских народных инструментов имени Н.П. Осипова, оркестры Musica Viva, «Московия», «Гнесинские виртуозы», дирижеры В. Спиваков, В. Зива, С. Скрипка, В. Понькин, Ф. Коробов, П. Овсянников, С. Кондрашёв, А. Фельдман, М. Щербаков, Т. Мынбаев, Д. Хендел (США), П. Мацагатти (США), Л. Арнер (США). Репертуар Юрия Медяника не ограничивается классической музыкой и включает в себя джазовые произведения, сочинения современных популярных композиторов. В 2007 г. Ю. Медяник с камерным оркестром «Гнесинские виртуозы» п/у М. Хохлова и ансамблем Piazzolla Quintet записал диск «Воспоминания о Пьяццолле», вошедший в 100 самых продаваемых дисков в британском отделении интернет-магазина Amazon.com. Выпущен диск «Золотой век советского танго», подготовленный совместно с арт-проектом «ТенорА XXI века», где Юрий выступает как солист и аранжировщик всех произведений. Борис Андрианов – один из ведущих российских музыкантов своего поколения, идейный вдохновитель и руководитель проекта «Поколение звезд», в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. В 2009 г. Борис был удостоен премии Правительства России за проект «Поколение Звезд». С 2009 г. начал преподавать в Московской консерватории. В 2008 г. в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов. На фестивале «VIVACELLO» выступали Н. Гутман, Ю. Башмет, М. Майский, Д. Герингас, С. Иссерлис, А. Рудин, Ю. Рахлин, С. Накаряков. В 2013 состоялся дебют Бориса с Израильским филармоническим оркестром под управлением Дж. Нозеды. С 2014 г. Борис руководит проектом «Музыкальная Экспедиция». Борис Андрианов родился в 1976 г. в семье музыкантов. Он окончил школу-десятилетку имени Гнесиных (класс В. Бириной), затем учился в Московской консерватории (класс профессора Н. Шаховской) и продолжил свое образование в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса. С 1991 г. – стипендиат программы «Новые имена», в рамках которой он выступил во многих городах России, а также в Ватикане, в представительстве ООН в Женеве, в Сент-Джеймском дворце в Лондоне. В 16 лет он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского, а спустя год получил первую премию и Гран-при на конкурсе в ЮАР. Борис Андрианов и пианист Алексей Гориболь стали лауреатами I Международного конкурса имени Д.Д. Шостаковича «Classica Nova» (Ганновер, 1997). На VI Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича (Париж, 1997) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата за всю историю конкурса. Победой в Международном конкурсе имени Антонио Янигро (Загреб, 2000), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, сложившуюся после XI Международного конкурса имени П.И. Чайковского (Москва, 1998), где он завоевал III премию и бронзовую медаль. В 2003 г. Борис Андрианов стал лауреатом I Международного конкурса имени Исанг Юна (Корея). Борис Андрианов выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в числе которых оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема, Национальный оркестр Франции, филармонические оркестры Словении и Хорватии, камерные оркестры Берлина, Вены, Загреба, Польши и Литвы и другие. Он играл с такими известными дирижерами, как В. Гергиев, В. Федосеев, М. Горенштейн, П. Коган, А. Ведерников, Д. Герингас, Р. Кофман и другими. Вместе со знаменитым польским композитором и дирижером Кшиштофом Пендерецким виолончелист неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет камерную музыку, выступая с Ю. Башметом, М. Пресслером, А. Суванаи, Ж. Янсен, Ю. Рахлиным. Выступления Бориса проходят в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Кореи, Италии, Индии, Китая и других стран. Андрианов был участником многих международных фестивалей, в том числе Шведского Королевского фестиваля, Людвигсбургского фестиваля (Германия), фестивалей в Черво (Италия), Дубровнике (Хорватия), Давосе (Швейцария), фестиваля «Crescendo» (Россия). Является постоянным участником фестиваля камерной музыки «Возвращение» (Москва). В сентябре 2007 г. диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был назван английским журналом Gramophone лучшим камерным диском месяца. В 2003 г. альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с российским гитаристом Дмитрием Илларионовым и выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии «Грэмми». С 2005 г. Борис играет на виолончели работы Доменико Монтаньяна из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. |