2 дня
О сайте4 4 | М60 49589 000 1991, дата записи: 1930-е гг. |
Сторона 1 Забыть тебя (С. Сафиров — П. Лещенко) — 3.00 Аникуша (К. Романо — П. Лещенко) — 3.16 Станочек (Б. Прозоровский — Б. Тимофеев) — 3.24 Серенада (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.14 Капризная, упрямая (А. Кершевский) — 3.13 Лола (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.24 Прощай, мой табор (Б. Прозоровский — В. Маковский) — 3.10 Сторона 2 Давай простимся (музыка и слова П. Лещенко) — 3.02 Сердце мамы (3. Карасинский, И. Катаско — П. Лещенко) — 2.52 Колечко (С. Франк — Ольга Франк) — 3.20 Ты и эта гитара (Е. Петербургский — Ротиновский) — 2.53 Пойте, цыгане (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.30 Что мне горе (авторы музыки и слов неизвестны) — 3.04 Комарик (украинская народная песня) — 2.55 Оркестр. Реставрация Е. Дойниковой. Редактор К. Тихонравов. Художник П. Шегерян Всесоюзная студия грамзаписи. Перепись с пластинок 1930-х гг. Оборот конверта (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок) Зак. 849. Тираж 25000 |
В середине 30-х годов у любителей русских песен и цыганских романсом одним из наиболее популярных исполнителей стал зарубежный певец Петр Лещенко. Но не выступал он на эстраде и не участвовал в наших радиопередачах. О его исполнительском мастерстве люди узнали, прослушивая напетые им граммофонные пластинки, записанные иностранными фирмами. Привезенные к нам контрабандным путем, эти пластинки продавались на «черном рынке». Песни в исполнении Петра Лещенко часто звучали в радиопередачах из Болгарии, Югославии и Румынии. Ореол таинственности многие десятилетия окружал имя этого певца. О нем распространялись самые досужие вымыслы. Называли его эмигрантом, белогвардейцем, изменником Родины и даже врагом народа. Впервые творчеству Петра Лещенко в 1988 году были посвящены три передачи Всесоюзного радио. В них сообщалась его биография и звучали песни и романсы, напетые им на грампластинки иностранных фирм. В 1988 и 1990 годах фирма «Мелодия» выпустила четыре больших диска с записью песен и романсов в его исполнении. Родился Петр Константинович Лещенко в 1898 году в небольшом украинском селе вблизи Одессы. Его мать овдовела, когда сыну было всего три года. Любовь к музыке, пению и танцам у Пети проявилась в раннем возрасте, и отчим, обратив внимание на его музыкальные способности, поощрял это увлечение. В детские годы Петя пел в сельском церковном хоре и там освоил нотную грамоту и научился вести мелодию голосом. В юношеские годы он уже хорошо играл на гитаре, мог подобрать мелодию к песне и с увлечением танцевал. В 1910 году, когда юному певцу было 12 лет, его семья переехала в Бессарабию в город Кишинев. Там Петя продолжал петь в церковном хоре городского храма. Во время одной из поездок в Одессу Петр Лещенко познакомился с молодым преуспевающим куплетистом Леонидом Утесовым. Эта встреча у впечатлительного юноши возбудила желание стать артистом. Дебют Петра Лещенко как танцора состоялся в возрасте 17-ти лет в 1915 году в ресторане на окраине Кишинева, а позднее он стал выступать и в кинотеатре «Орфеум». В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, и семья Лещенко, проживающая в Кишиневе, оказалась за рубежом, где и протекала вся их последующая жизнь. Переехав в 1920 году в Бухарест, Петр с сестрами Валентиной и Екатериной стали выступать с танцевальными номерами в кафе и ресторанах города. Одержимый желанием стать профессиональным танцором, П. Лещенко в 1923 году в 25-летнем возрасте переехал во Францию и в Париже поступил в балетную школу, где обучался два года. В школе он познакомился с обучающейся там латвийской балериной Зинаидой Закит. Они подготовили несколько танцевальных номеров и стали вместе выступать в ресторанах и ночных клубах. По окончании школы они поженились и уехали на гастроли в страны Ближнего Востока. В конце 20-х годов они вернулись в Бухарест и открыли там небольшой ресторан «Наш дом», на сцене которого с танцевальными номерами выступали Петр Лещенко, его сестры и жена. В 1935 году на главной улице Бухареста был открыт другой, шикарный ресторан «Петр Лещенко». На сцене этого ресторана с танцами выступали Зинаида Закит и «Трио Лещенко». Вокальные номера исполняли Петр Лещенко и певица Алла Баянова, пел и небольшой цыганский хор. Выступления вокально-хореографического ансамбля ресторана проходили с большим успехом, и в ресторане всегда было много посетителей. Весной 1930 года Петр Лещенко и Зинаида Закит с танцевальными номерами выступали в ее родном городе — Риге. В Риге П. Лещенко познакомился с композитором Оскаром Строком и стал выступать с ним как исполнитель русских песен и цыганских романсов. Талантливый композитор — «Король танго» Оскар Строк был первым аккомпаниатором, «крестным отцом» в карьере Петра Лещенко — певца. Установив контакт с немецкой фирмой «Парлофон», Петp Лещенко напел на пластинки шесть первых песен. С 1930-го по 1944 год им в фирмах «Парлофон», «Беллакорд», «Колумбия» и «Электрокорд» было сделано более ста записей. Пластинки, напетые П. Лещенко, выпускались огромными тиражами. На них был большой спрос во многих странах мира, несмотря на то, что все записи были на русском языке. В первые годы Великой Отечественной войны наши некоторые южные области были временно заняты противником, а Одесса — румынскими войсками. В январе 1942 года на улицах Одессы появились афиши, извещающие о предстоящем концерте Петра Лещенко в помещении Одесского театра и балета. Но этот концерт по неизвестным причинам был отменен. И только в мае того же года Петру Лещенко разрешили давать концерты в Одессе. На репетиции по подготовке первого концерта в помещении Русского драматического театра он познакомился с участницей концерта эстрадной певицей и аккордеонисткой Верой Белоусовой. Первый концерт прошел с триумфальным успехом. Последующие концерты Петра Лещенко с участием В. Белоусовой проводились в ресторане-варьете «Северный», который был приобретен певцом совместно с компаньоном из местных дельцов. Вскоре П. Лещенко разводится со своей первой женой и женится на В. Белоусовой. В 1944 году наши войска с боями вошли в Румынию. Правительство Румынии капитулировало, и вскоре она стала нашей союзницей в борьбе с немецким фашизмом. Выступления Петра Константиновича Лещенко для советских воинов в Бухаресте начались с первых же дней появления их в городе. Ежедневно он давал бесплатные концерты в воинских частях и госпиталях для раненых воинов. Были его выступления и для офицерского состава, на которых однажды присутствовали маршалы Г. К. Жуков и И. С. Конев. Петр Константинович был счастлив выступать перед советским зрителями. Он мечтал вернуться в Советский Союз, но в годы сталинского культа, когда его творчество не только замалчивалось, но было и под запретом, это было невозможно. В 1951 году на концерте в г. Брашеве П. Лещенко был apeстован румынскими органами госбезопасности. Жизнь Петра Константиновича Лещенко оборвалась в тюремной больнице в июле 1954 года. О кончине его родным — сыну и сестрам — сообщили лишь через два года. В 1952 году наш военный трибунал осудил Веру Георгиевну Белоусову-Лещенко. В июне 1954 года Верховный суд не усмотрел в ее действиях измены Родине, и по амнистии 1953 года она была освобождена со снятием судимости и полностью реабилитирована. До выхода на пенсию Вера Георгиевна работала артисткой Москонцерта. Слава Петра Константиновича пережила его самого. Ни гонения, ни запреты на его пластинки в прошлом не умаляли ценности его творчества. В. Д. Абрамов, лектор общества «Знание» В пластинке использованы записи Ю. Абрамова, Ю. Романенко, С. Петрова, А. Калошина, В. Сафошкина (г. Москва) и Центрального государственного архива звукозаписей СССР. Студия благодарит за оказанную помощь. |
Этикетка 1-ой стороны (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1991) |
Этикетка 2-ой стороны (Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок, ГОСТ 5289-88, год выпуска 1991) |