8 дней
О сайте3 | С22—16917 007 1981, дата записи: 1980 |
Сторона 1: 1. Коляда-Краселка, колядка — 0:58 Три свадебные песни: 2. Свашенька-гоголушка — 1:08 3. Дубровушка зелёная — 2:16 4. Чей-то конь по улице играет, плясовая — 2:16 Сторона 2: Три свадебные песни: 5. Киньтеся, бояре, в новые торги — 1:08 6. Дружко-богатина — 1:02 7. Ясно солнышко — 2:16 8. Донная наша речушка, плясовая — 1:45 Фольклорный коллектив села Купино Шебекинского района Белгородской области Запись 1980 г. Звукорежиссёр С. Теплов Редактор Б. Тихомиров Художник С. Красовский Фото А. Шпинева © «МЕЛОДИЯ», 1982 Апрелевский завод Типография № 32. Зак. 430. Тир. 2200 Народные исполнители из села Купино Шебекииского района Белгородской области представляют одну из южнорусских фольклорных традиций, близкую по складу к песенной культуре курского края. Первые упоминания о селе Купило в писцовых книгах относятся к середине XVII века. То было время освоения земель, лежавших пустынными еще со времен татарских нашествий. На юг России хлынул поток переселенцев с севера, строились оборонительные сооружения, города-крепости Белгородской засечной черты. Тогда, в числе других, возникло и село Купино — среди дубрав, зеленых и белых меловых гор, на берегу светлом речки Корочи. Первые жители села были одновременно воинами и землепашцами. Очень многое об их жизни, обычаях, эстетических представлениях, мировоззрении рассказывают нам песни, которые до сих пор звучат на Белгородской земле. В селе Купино не только в памяти, но и в сегодняшнем музыкальном быту сохранились песни, связанные с календарными земледельческими обрядами. Одна из них, «Коляда-краселка», записана на этой пластинке. С этой песней обходят дворы во время зимних святок, величают хозяев, желают им хорошего урожая. Приход весны, разлив рек в Купино отмечали карагодами. Гигантские круги, в которых собирались все женщины села, медленно двигались «по солнцу». Одна из песен, «игравшихся» в весенних карагодах — «Воля-волюшка»— отличается звонким, напряженным тембром, протяженным напевом, сложной ритмикой и требует высокого исполнительского мастерства. Зимние карагоды, в отличие от весенних, — это быстрая зажигательная пляска по кругу, чеканный ритм которой подчеркивается хлопками, возгласами — «иханьем», а иногда и свистом («Донная наша речушка»). Свадебные песни села Купино многочисленны и разнообразны, они сопровождают все моменты развернутой свадебной игры. Замечательны поэтические тексты свадебных песен. Очень масштабные, они поражают яркостью и образностью, трогательной чистотой. Невеста в них сравнивается с зеленой дубровушкой, листву которой развеяли «буйные ветры с чистого ноля, лед-морозы с синего моря» («Зеленая дубровушка», исполняющаяся «в вечере» накануне свадьбы). Две песни — «Свашенька-гоголушка» и «Киньтеся, бояре, в новые торги» — сопровождают центральный эпизод свадьбы — «повивание», когда на невесту надевают женский головной убор — «сороку», и с этого момента она считается замужней женщиной. Ансамбль села Купино (в его составе 7 человек, средний возраст 60 лет) впервые выступил на сцене в ноябре 1979 года на музыкально-этнографическом концерте, организованном Комиссией музыковедения и фольклора Союза композиторов РСФСР. «Ядро» коллектива составляют сестры П. Енина и Е. Бочарникова и их подруга М. Нехаева. Эти певицы — замечательные знатоки и хранители местной песенной традиции, они в совершенстве владеют мастерством запева. Пластинка с записью фольклорного ансамбля села Купино, без сомнения, найдет отклик у любителей и знатоков русской народной песни. Е. Геворкян |