9 час.
О сайте6 | MEL CD 60 01716 (2 CD) 2010 |
CD 1 1. Средь шумного бала, соч. 38 №3 (А. Толстой) 2.25 2. Нам звезды кроткие, соч. 60 №12 (А. Плещеев) 3.50 3. Ночь, соч. 73 №2 (Д. Ратгауз) 3.56 4. Моя баловница, соч. 27 №6 (Л. Мей) 1.59 5. Страшная минута, соч. 28 №6 (П. Чайковский) 3.44 6. Серенада Дон Жуана, соч. 38 №1 (А. Толстой) 2.36 7. Слезы, соч. 65 №5 (А. Бланшкотт, пер. А. Горчаковой) 3.10 8. Погоди, соч.16 №2 (Н. Греков) 4.06 9. Нет, только тот, кто знал, соч. 6 №6 (Л. Мей из В. Гете) 3.15 10. Али мать меня рожала, соч. 27 №5 (Л. Мей из А. Мицкевича) 3.04 11. Разочарование, соч. 65 №2 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой) 2.50 12. Подвиг, соч. 60 №11 (А. Хомяков) 5.01 13. Закатилось солнце, соч. 73 №4 (Д. Ратгауз) 1.47 14. Колыбельная песня в бурю, соч. 54 (А. Плещеев) 3.11 15. Серенада, соч. 65 №1 (Э. Тюркети, пер. А. Горчаковой) 1.47 16. Соловей, соч. 60 №4 (А. Пушкин) 3.31 17. Песнь цыганки, соч. 60 №7 (Я. Полонский) 2.24 18. Скажи, о чем в тени, соч.57 №1 (В. Соллогуб) 3.46 19. Мы сидели с тобой, соч. 73 №1 (Д. Ратгауз) 2.33 20. То было раннею весной, соч. 38 №2 (А. Толстой) 2.34 Общее время звучания: 61.43 Н. Фомина, сопрано; А. Покровский, фортепиано (8, 10) Е. Образцова, меццо-сопрано; В. Чачава, фортепиано (13, 17) И. Архипова, меццо-сопрано; И. Гусельников, фортепиано (3, 7, 11, 15, 19) М. Магомаев, баритон; Б. Абрамович, фортепиано (1, 6, 20) Ю. Мазурок, баритон; А. Афанасьева, фортепиано (4) С. Лемешев, тенор; Б. Козель, фортепиано (14, 18) Е. Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано (2, 5, 9, 12, 16) Записи 1963 (14, 18); 1972 (1, 6, 20); 1978 (3, 4, 7, 8, 10, 11, 15, 19); 1979 (13, 17); 1991 (2, 5, 9, 12, 16) гг. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева (2, 3, 5, 7, 9, 11, 12, 15, 16, 19); В. Иванов (4, 8, 10, 13, 17); Ю. Кокжаян (1, 6, 20); Г. Брагинский (14, 18) CD 2 1. Благословляю вас, леса, соч. 47 №5 (А. Толстой) 5.08 2. Чаровница, соч. 65 №6 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой) 1.24 3. На нивы желтые, соч. 57 №2 (А. Толстой) 3.48 4. Он так меня любил, соч. 28 №4 (А. Апухтин) 2.55 5. Уж гасли в комнатах огни, соч. 63 №5 (К. Романов) 2.45 6. Растворил я окно, соч. 63 №2 (К. Романов) 1.58 7. Средь мрачных дней, соч. 73 №5 (Д. Ратгауз) 1.55 8. Забыть так скоро, соч. 1870 г. (А. Апухтин) 3.02 9. Усни, печальный друг, соч. 47 №4 (А. Толстой) 4.04 10. Пускай зима…, соч 65 №4 (П. Коллен, пер. А.Горчаковой) 3.04 11. Снова, как прежде, соч. 73 №6 (Д. Ратгауз) 2.36 12. Я ли в поле да не травушка была, соч. 47 №7 (И. Суриков) 6.05 13. Слеза дрожит, соч. 6 №4 (А. Толстой) 3.49 14. Хотел бы в единое слово, соч. 1875 (Л. Мей из Г. Гейне) 1.36 15. Серенада («В ярком свете зари»), соч. 65 №3 (П. Коллен, пер. А. Горчаковой) 3.09 16. Зачем?, соч. 28 №3 (Л. Мей) 2.51 17. Примиренье, соч. 25 №1 (Н. Щербина) 5.15 18. Пойми хоть раз, соч. 16 №3 (А.Фет) 1.45 19. День ли царит, соч. 47 №6 (А. Апухтин) 3.08 Общее время звучания: 60.25 Н. Фомина, сопрано; А. Покровский, фортепиано (4) Е. Образцова, меццо-сопрано; В. Чачава, фортепиано (5, 12, 17) И. Архипова, меццо-сопрано; И. Гусельников, фортепиано (2, 7, 10, 15) М. Магомаев, баритон; Б. Абрамович, фортепиано (1, 14, 19) Ю. Мазурок, баритон; А. Афанасьева, фортепиано (9, 13) С. Лемешев, тенор; Б. Козель, фортепиано (8, 16) Е. Нестеренко, бас; Евгений Шендерович, фортепиано (3, 6, 11, 18) Записи 1963 (8, 16); 1972 (1, 14, 19); 1978 (2, 4, 7, 9, 10, 13, 15); 1979 (5, 12, 17); 1991 (3, 6, 11 18) гг. Номер диска в каталоге: MEL CD 10 01716 Романсы П.И. Чайковского – это небольшие поэмы, сущность которых далеко не исчерпывается личными настроениями. Близкие каждому, эти трогательные и искренние страницы творчества композитора проникнуты философией жизни. Безыскусственность музыкального языка, эстетическое совершенство формы, разнообразие и оригинальность мелодий, богатство аккомпанемента, зачастую самостоятельного по своему художественному значению, сливаясь воедино, составляют романсовый стиль Чайковского. Композитор сочинял романсы и песни на протяжении всего своего творческого пути. Песня питает собой все остальные жанры музыки Чайковского. Песенная стихия составляет самую суть музыки композитора, в то время как романс является ее непосредственным выражением. Многие арии и кантилены – родные сестры романсов. Нередко мелодические элементы, звучавшие ранее в романсах, появляются в операх и симфонических произведениях Чайковского. Чайковский сочинил свыше 100 романсов, многие из которых написаны на стихи Ф.И. Тютчева, Л.А. Мея, А.Н. Апухтина, Д.М. Ратгауза. С поэтом А.Н. Плещеевым, чьи стихи неоднократно использовались композитором в его романсовом творчестве, Чайковский был знаком лично - оба были членами Артистического кружка. Несколько романсов написаны на стихи А.К. Толстого, лиричность и музыкальность которых покорили композитора. Еще ряд романсов написаны на стихи А.А. Фета. «Считаю его поэтом абсолютно гениальным..., - писал Пётр Чайковский, - Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому часто Фет напоминает мне Бетховена». Композитор стремился охватить самые разнообразные песенные жанры своего времени. В его творчестве наряду с чистой лирикой возвышенного склада присутствует подлинный драматизм, народные напевы чередуются с вальсами, а торжественные гимны уступают место бытовым песенкам. Ранние романсы (op. 6), написанные в ноябре-декабре 1869 года, проникнуты возвышенной любовной лирикой. При этом их переполняет разнообразный мир чувств: радость и боль, величавость и порхающее веселье, глубокая меланхолия и собранность эмоций, а также лаконизм и безошибочная направленность выразительных средств. В этих романсах обозначилось свойственное Чайковскому сочетание напевной, естественной мелодии с подчас сложным, художественно-самостоятельным аккомпанементом. Большой мелодической выразительности композитор достигал в пределах малых интервалов. Уже в начале 70-х годов возникли более разнообразные сказочные и мифологические сюжетные линии. На протяжении всей жизни Чайковский черпал музыкальный материал в окружающей его среде. В романсах слышны интонации русской и украинской протяжной песни, итальянской серенады и цыганского романса. Уже в ранних романсах Чайковского появляются признаки симфонизма. Это качество проявляется не только в особой интенсивности мелодий и развитых формах сопровождения, но и в большой образности и действенности музыки, ее драматической силе, превращая многие произведения этого рода в маленькие драмы инструментально-вокального склада. Романсы Чайковского, представленные на диске, звучат в исполнении выдающихся вокалистов России – Сергея Лемешева, Ирины Архиповой, Елены Образцовой, Евгения Нестеренко, Нины Фоминой, Юрия Мазурка и Муслима Магомаева |