2 дня
О сайте2 | MEL CD 10 01724 дата записи: 15 апреля 1982 г |
Э. Денисов (1929–1996) 1 «Живопись» для симфонического оркестра 9.49 С. Губайдулина (1931) 2 «Офферториум», концерт для скрипки с оркестром (одночастный) 38.43 А. Шнитке (1934–1998) «Ревизская сказка» Сюита из музыки к одноименному спектаклю Театра на Таганке (оркестровая редакция Г. Рождественского) 3 1. Увертюра 1.15 4 2. Детство Чичикова 2.20 5 3. Портрет 6.59 6 4. Шинель 2.14 7 5. Фердинанд VIII 1.18 8 6. Чиновники 2.29 9 7. Бал 6.33 10 8. Завещание 5.39 Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Шнитке 11 Марш для симфонического оркестра 0.41 Общее время звучания: 78.08 Олег Каган, скрипка (2) Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР Дирижер Геннадий Рождественский Запись из Большого зала Московской консерватории 15 апреля 1982 г. винил С10-18757-62 (3 пластинки) Звукорежиссер – И. Вепринцев Ремастеринг – М. Пилипов Редактор – Т. Казарновская Дизайн – Г. Жуков |
буклет ---------- Запись концерта, предлагаемая Вашему вниманию, имеет не только большое художественное, но и историческое значение. Первый и, возможно, последний раз в истории советской музыки в один вечер прозвучали три крупных сочинения неофициальных лидеров советского авангарда, «русской тройки», как называли их за рубежом – Шнитке, Денисова и Губайдулиной. Шел 1982 год – этапный год для советской культуры. Это был последний год эпохи «застоя» и одновременно год начала тех перемен, которые через несколько лет привели к ослаблению тотального контроля над культурой и окончательному слому всех цензурных запретов. Ведь еще недавно все три автора подвергались вполне официальному осуждению с трибуны съезда Союза композиторов и со страниц газеты «Правда». Нужно было обладать авторитетом Геннадия Рождественского для того, чтобы именно из этих имен составить такую программу концерта. Обладать его гением – чтобы такую программу именно составить! Именно из этих сочинений Шнитке, Денисова и Губайдулиной. И с таким блеском продирижировать ей. В этой программе один из самых пикантных моментов – маленький «Марш», открывавший программу и помещенный на диске в качестве бонус-трека. Ведь Шнитке, Денисов и Губайдулина, очень близко сотрудничавшие друг с другом в 1960-е годы, когда волна второго советского авангарда только поднималась после долгого отлива сталинской поры, к началу 80-х очень далеко ушли и от себя прежних, и отдалились друг от друга. «Марш», написанный специально по инициативе Рождественского, при всем своем характере музыкальной шутки, совершенно уникален как факт искусства. Может быть, публика в 1882 году меньше удивилась бы, услышав коллективное сочинение Рубинштейна, Балакирева и Мусоргского. Ведь ХХ век, век индивидуальных стилей, стирающий границы искусств и барьеры между мировыми культурами, развел трех крупнейших русских композиторов в совершенно разные миры. Живописное, пластическое измерение музыки Денисова, мистическая власть чисел и имен, становящаяся чистой экспрессией, у Губайдулиной, ностальгия по мировой культуре и экзистенциальная боль Шнитке – все это отчетливо слышно в «Живописи», «Офферториуме», «Ревизской сказке». Каждое из этих сочинений – своеобразный герб той страны, которая была создана творчеством каждого из этих композиторов. |