5 дней
О сайте4 | SUCD 10 00147 1990, дата записи: 1990 |
С. ТАНЕЕВ (1856 — 1915) Концертная сюита для скрипки с оркестром соль минор, соч. 28 1 1. Прелюдия. Grave — 8.26 2 2. Гавот. Allegro moderato —5.25 3 3. Сказка. Andantino — 9.15 4 4. Тема с вариациями. Andantino — 14.49 5 5. Тарантелла. Presto — 6.28 Общее время звучания — 44.23 Андрей Корсаков Государственный академический симфонический оркестр СССР. Дирижер Евгений Светланов Запись 1990 г. Звукорежиссер М. Кожухова Редактор Л. Абелян Оформление художника В. Байкова Из серии "Антология русской симфонической музыки. Дирижер Е. Светланов" (№ 64) |
Концертная сюита для скрипки с оркестром – единственный образец концертно-виртуозного жанра среди сочинений С. Танеева. Композитор писал её в пору высокой творческой зрелости, в 1908-1909 годах. В Сюите пять разнохарактерных частей. Как принято в произведениях концертного плана, партия солиста отличается блестящей виртуозностью. Привлекательной чертой Сюиты являются характерные для концертных пьес колоритные переклички и диалоги солиста с оркестром, его группами и отдельными инструментами. В произведении словно отражен благородный творческий облик Танеева. Эта музыка высокоодухотворённая, полная душевной теплоты и силы чувства. Поражает необычайное художественное мастерство композитора, особенно в сфере полифонии. В цикле контрастных картин, составляющих Сюиту, воплотились разнообразные черты Танеева как человека и музыканта. Волнующий, величавый драматизм первой части, Прелюдии, определяет глубокую серьёзность и содержательность всего цикла. Вторая часть – старинный Гавот, живой и энергичный, – служит интерлюдией перед лирическим центром Сюиты – Сказкой (третья часть). Здесь пленяют волшебно-затаённые звучания оркестра, патетические высказывания солирующей скрипки, колоритные сопоставления инструментальных тембров. Наиболее протяженная часть цикла – четвёртая, Тема с вариациями. Великий мастер вариационной формы, Танеев с поражающей силой воображения превращает спокойную пасторальную тему то в мечтательный вальс (3-я вариация), то в грандиозную фугу с двумя темами (4-я вариация), то в стремительно проносящееся скерцо (5-я вариация), то в задорную мазурку (6-я вариация). Заключительная вариация – одно из самых вдохновенных и глубоких раздумий замечательного художника-мыслителя. Финал Сюиты – быстрая, оживлённая Тарантелла. Танеев посвятил Концертную сюиту знаменитому скрипачу, профессору Петербургской консерватории, создателю прославленной русской скрипичной школы Л.С. Ауэру. Впервые Сюита исполнялась в Москве в 1909 году Б.О. Сибором и оркестром под управлением Э.А. Купера. - А. Ступель Известный советский скрипач Андрей Корсаков родился в 1946 году в Москве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории в классах профессора Б. Беленького и у одного из корифеев советского скрипичного искусства Л. Когана. Корсаков – лауреат международных конкурсов имени Пагании в Генуе, в Монреале, имени М. Лонг и Ж. Тибо в Париже, имени королевы Елизаветы в Брюсселе, имени Чайковского в Москве. Скрипач выступает с крупнейшими оркестрами и выдающимися дирижёрами современности. По заказу Берлинского радио он осуществил запись скрипичных сочинений И.С. Баха. В СССР Андрей Корсаков удостоен звания народного артиста РСФСР. В Бельгии он награждён медалью Брюссельского фонда имени Э. Изаи. Корсаков ведёт класс скрипки в Московской консерватории, а также семинары Международной Академии музыкального искусства во Франции. Является художественным руководителем и солистом ансамбля Московской филармонии «Концертино», а с 1990 года – Государственного камерного оркестра СССР. |