5 дней
О сайте59 11 | СМ 02953-4 1971, дата записи: 1971 |
В. А. Моцарт Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364 01. I. Allegro maestoso 02. II. Andante 03. III. Presto Маленькая ночная серенада соль мажор, KV 525 04. I. Allegro 05. II. Romanze. Andante 06. III. Menuett. Allegretto 07. IV. Rondo. Allegro *** Виктор Пикайзен, скрипка Игорь Ойстрах, альт Ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии Дирижер Игорь Ойстрах Звукорежиссёр И.Вепринцев Редактор К.Калиненко Художник Н. Литвинова ВСГ. Запись 1971 |
На лицевой стороне конверта: Н. Ланкре. Общество на опушке леса (фрагмент) ГМИИ им. А. С. Пушкина © «Мелодия», 1972 Всесоюзная Студия Грамзаписи – 1971 Типография АЗГ – Зак. 537-О-4680 |
Экспортное издание Художник В. Фатехов |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 1 Год выпуска 1986 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 2 Год выпуска 1986 |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 1 Экспортное издание |
Апрелевский ордена Ленина завод грампластинок ГОСТ 5289-80. Сторона 2 Экспортное издание |
Ленинградский завод грампластинок Лицевая сторона обложки |
Ленинградский завод грампластинок Обратная сторона обложки |
АОЛЗ, ГОСТ 80 сторона 1 год выпуска 1987 |
АОЛЗ, ГОСТ 80 сторона 1 год выпуска 1990 |
Время сочинения Вольфгангом Амадеем Моцартом Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364 точно не установлено. Приблизительно ее датируют летом 1779 года. Для Моцарта это были дни тяжелых испытаний. Поиски благоприятных творческих условий во время поездки в 1777—1778 годах в Мюнхен, Мангейм и Париж не увенчались успехом, и композитор в начале следующего года был вынужден вернуться в Зальцбург на ставшую ненавистной службу у архиепископа Коллоредо. Страшным ударом явилась кончина в Париже горячо любимой матери. Но, несмотря на невзгоды, Моцарт продолжает интенсивно работать, создавая все новые и новые шедевры. Один из них — Концертная симфония. KV 364. Во второй половине XVIII века Sinfonia concertante обычно назывался концерт для нескольких инструментов с оркестром. Жанр этот, идущий от concerto grosso, постепенно приобретал черты, свойственные венскому классическому сольному концерту: виртуозный блеск концертирующих партий, широту масштабов, многотемность, опору на сонатную структуру, нередко с двойной экспозицией. Подобные произведения можно встретить в музыке Иоганна Кристиана Баха, Карла Диттерсдорфа, Йозефа Гайдна, композиторов мангеймской школы. У Моцарта они представлены также Кончертоне для двух скрипок, концертами для двух и трех клавиров и для флейты и арфы и Концертной симфонией для четырех духовых с оркестром. Концертная симфония для скрипки и альта — одно из самых прекрасных и совершенных творений Моцарта. От яальцбургских скрипичных концертов 1775 года ее отличает подлинно симфоническая мощь и напряженность развития, праздничный в целом колорит нередко омрачают драматические контрасты. Наделенные рельефной тембровой характеристикой, партии обоих солистов то ведут выразительный диалог, то сливаются в полифонических сочетаниях. Скромный по составу оркестр (струнные, как часто у Моцарта с разделенными партиями не только скрипок, но и альтов, два гобоя, две валторны) звучит ярко и насыщенно, в бурных crescendi и динамических^ контрастах ощутимо влияние оркестрового стиля мангеймских мастеров. Могучей энергией, торжественной монументальностью проникнута главная партия первой части, Allegro maestoso, замененная во второй экспозиции новым лирическим мотивом солистов. Лирическая образность и концертный блеск сочетаются в двух побочных темах — светлой приподнятой мелодии солистов и теме у tutti с ее полными юмора перекличками гобоев и валторн. Новая минорная мелодия открывает разработку печальными, будто вопрошающими интонациями, сменяясь возбужденным и динамичным концертированием солистов, постепенно вновь просветляющим колорит и достигающим апогея в великолепной каденции (к первым двум частям симфонии сохранились каденции, написанные Моцартом). Вторая часть, замечательное до-минорное Andante в сонатной форме, переносит в сферу глубокой скорби. В печальном напеве главной темы, переходящей от оркестра к солистам, простота и задушевность сочетаются с трагедийной экспрессией. Побочная партия — протяженный канонический дуэт солистов, овеянный тихой грустью, усугубленной в сокращенной репризе (без главной темы) минорной переокраской. Патетические tutti перемежают горестные диалоги солистов, достигающие в каденции трагического отчаяния. Краткое сумрачное оркестровое заключение завершает эту великолепную траурную элегию — одно из высших откровений моцартовского гения. Финальное Presto в сонатной форме без разработки пронизано огненной стремительностью, безудержным весельем. Энергичная подвижная главная партия, дополняющий ее фанфарный мотив духовых, задорная остроритмованная связующая тема у солиста, пестрящая неожиданными модуляциями побочная тема как бы сливаются в едином потоке, блещущем юмором и жизнерадостностью, яркими солнечными красками. В необъятном творческом наследии Моцарта значительное место занимают инструментальные циклы, предназначенные для процветавшего тогда бытового музицирования, — серенады, дивертисменты, кассации. Перу Моцарта принадлежит около сорока таких произведений, создававшихся на протяжении девятнадцати лет (с 1769 по 1788 годы) и относящихся к самым замечательным образцам подобных жанров. Маленькая ночная серенада для струнных инструментов соль мажор, KV 525 (правильное ее название «Маленькая ночная музыка»), завершенная в Вене 10 августа 1787 года, во время работы композитора над вторым актом «Дон Жуана», — одно из последних произведений Моцарта в этом жанре (за ним последовал только Дивертисмент для струнного трио, KV 563, созданный год спустя). Повод к созданию этой серенады неизвестен. До нас дошли четыре части, образующие традиционный сонатно-симфоничес-кий цикл, однако в авторском тематическом каталоге Моцарт указывает: «Маленькая ночная музыка, состоящая из Allegro, Менуэта с трио, Романса, Менуэта с трио и финала». Таким образом первый менуэт, разделяющий Allegro и Романс, был утерян. По предположению Альфреда Эйнштейна, он сохранился в переложении для фортепиано в Сонате си-бемоль мажор, KV Anh. 136, составленной после смерти композитора из различных его произведений, но эта гипотеза пока не нашла подтверждения. Маленькая ночная серенада написана, как указывает Моцарт в каталоге, для «двух скрипок, альта и баса», то есть для струнного квартета или квинтета или же небольшого струнного оркестра, как и принято ее исполнять в наши дни. Скромны и лаконичны масштабы произведения — по словам А. Эйнштейна, это «шедевр из шедевров. заключенный в самые тесные рамки». Серенада принадлежит к популярнейшим произведениям Моцарта, и это не удивительно — музыка ее полна непревзойденной красоты и очарования, сочетая яркость и блеск звучания маленького струнного ансамбля с проникновенностью мелодий, простоту и доходчивость с утонченной грациозностью, филигранностью отделки. В первой части, Allegro, праздничной и нарядной главной теме с ее вступительными фанфарными мотивами отвечают исполненные непринужденного изящества побочная и заключительная партии. Заключительная тема лежит в основе небольшой разработки, сменяя фанфарный мотив, который завершает Allegro в краткой радостной коде. Вторая часть, Romanze. Andante до мажор в форме рондо вызывает в памяти многие страницы оперной лирики Моцарта. Это относится прежде всего к нежной мелодии рефрена и к близкому ей первому эпизоду с ее выразительными имитациями. Второй, до-минорный эпизод, основанный на кратком мотиве, мелькающем у скрипок и басоз на фоне подвижной взволнованной пульсаиии аккомпанемента, вносит легкий оттенок тревоги, быстро исчезай и:ии с возвращением рефрена. В третьей части, Menuett. Allegretto, торжественно-приподнятый характер обрамляющих построений сменяется в среднем разделе, Trio, ласковой лирической мелодией скрипок, словно парящей в высоком регистре. Финальное Allegro, несмотря на обозначение Rondo, имеет сонатную структуру. Музыка его полна искрометного юмора, пронизывающего бойкие стремительные главную и побочную темы, краткую разработку с ее неожиданным тональным сдвигом и блещущую безудержной жизнерадостностью коду. Скрипач Виктор Пикайзен родился в 1938 году в Киеве. Незаурядные музыкальные данные проявились у мальчика в раннем возрасте. Первоначальными занятиями на скрипке руководил отец — заслуженный артист УССР Александр Пикайзен, педагог и артист оркестра. Девяти лет Виктор Пикайзен с успехом выступил с симфоническим оркестром, а через два года пресса широко отмечала его выступления в Киевской филармонии. В 1946 году, после концертов в Москве он был принят в музыкальную школу имени Гнесиных. Занятия с выдающимся педагогом — профессором Давидом Ойстрахом, у которого Пикайзен продолжал совершенствоваться в Московской консерватории и аспирантуре, оказали большое влияние на формирование молодого музыканта. В 1949 году шестнадцатилетний скрипач участвовал в Международном конкурсе скрипачей имени Яна Кубелика в Праге и завоевал звание лауреата (вторая премия). В 1955 году Виктор Пикайзен был вторично удостоен звания лауреата на Международном конкурсе скрипачей имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. В 1957 году на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже получил Вторую Большую премию, в 1958 году завоевал звание лауреата на труднейшем Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, а в 1965 году ему была присуждена первая премия на Международном конкурсе имени Паганини в Генуе. Виктор Пикайзен хорошо известен в Советском Союзе и за рубежом — его выступления с большим успехом проходят во многих странах мира. Скрипач и альтист Игорь Ойстрах родился в Одессе в 1931 году. Игре на скрипке начал учиться очень рано. Но затем оставил занятия и только в 1943 году возобновил их под руководством выдающегося советского педагога профессора Петра Столярского. Позднее Игорь блестяще окончил Центральную музыкальную школу по классу педагога В. И. Меренбаум. Огромную роль в творческом становлении Игоря Ойстраха сыграл его отец Давид Ойстрах, под руководством которого он закончил Московскую консерваторию и аспирантуру. Игорю Ойстраху было всего восемнадцать лет, когда он в 1949 году завоевал I премию на Международном конкурсе скрипачей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. На международном конкурсе скрипачей имени Венявского в Познани в 1952 году ему также была присуждена I премия. В феврале 1968 года Игорю Ойстраху было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР. Концерты Игоря Ойстраха находят неизменное признание у слушателей Советского Союза и за рубежом. Пресса Австрии, Дании, Франции, Англии, ГДР, Чехословакии, Японии, США и многих других стран свидетельствует об огромном успехе советского скрипача. Критики не устают восхищаться теплым выразительным тоном его скрипки, законченностью фразировки, благородством и строгостью стиля, высокой техникой. Игорь Ойстрах играл с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами, с самыми выдающимися дирижерами современности. Он трижды участвовал в фестивалях Пабло Казальса, который с большим удовлетворением отмечал совместные выступления с советским музыкантом, высоко оценивая его мастерство. Игорь Ойстрах выступает и как дирижер с ансамблем солистов Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. С этим коллективом им были записаны кончерти гросси А. Корелли, Бранденбург-ские концерты И, С. Баха, Концертная симфония для скрипки, альта с оркестром и Маленькая ночная серенада В. А. Моцарта. |