Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Время сочинения Вольфгангом Амадеем Моцартом Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор, KV 364 точно не установлено. Приблизительно ее датируют летом 1779 года. Для Моцарта это были дни тяжелых испытаний. Поиски благоприятных творческих условий во время поездки в 1777—1778 годах в Мюнхен, Мангейм и Париж не увенчались успехом, и композитор в начале следующего года был вынужден вернуться в Зальцбург на ставшую ненавистной службу у архиепископа Коллоредо. Страшным ударом явилась кончина в Париже горячо любимой матери. Но, несмотря на невзгоды, Моцарт продолжает интенсивно работать, создавая все новые и новые шедевры. Один из них — Концертная симфония. KV 364.
Во второй половине XVIII века Sinfonia concertante обычно назывался концерт для нескольких инструментов с оркестром. Жанр этот, идущий от concerto grosso, постепенно приобретал черты, свойственные венскому классическому сольному концерту: виртуозный блеск концертирующих партий, широту масштабов, многотемность, опору на сонатную структуру, нередко с двойной экспозицией. Подобные произведения можно встретить в музыке Иоганна Кристиана Баха, Карла Диттерсдорфа, Йозефа Гайдна, композиторов мангеймской школы. У Моцарта они представлены также Кончертоне для двух скрипок, концертами для двух и трех клавиров и для флейты и арфы и Концертной симфонией для четырех духовых с оркестром. Концертная симфония для скрипки и альта — одно из самых прекрасных и совершенных творений Моцарта. От яальцбургских скрипичных концертов 1775 года ее отличает подлинно симфоническая мощь и напряженность развития, праздничный в целом колорит нередко омрачают драматические контрасты. Наделенные рельефной тембровой характеристикой, партии обоих солистов то ведут выразительный диалог, то сливаются в полифонических сочетаниях. Скромный по составу оркестр (струнные, как часто у Моцарта с разделенными партиями не только скрипок, но и альтов, два гобоя, две валторны) звучит ярко и насыщенно, в бурных crescendi и динамических^ контрастах ощутимо влияние оркестрового стиля мангеймских мастеров.
Могучей энергией, торжественной монументальностью проникнута главная партия первой части, Allegro maestoso, замененная во второй экспозиции новым лирическим мотивом солистов. Лирическая образность и концертный блеск сочетаются в двух побочных темах — светлой приподнятой мелодии солистов и теме у tutti с ее полными юмора перекличками гобоев и валторн. Новая минорная мелодия открывает разработку печальными, будто вопрошающими интонациями, сменяясь возбужденным и динамичным концертированием солистов, постепенно вновь просветляющим колорит и достигающим апогея в великолепной каденции (к первым двум частям симфонии сохранились каденции, написанные Моцартом). Вторая часть, замечательное до-минорное Andante в сонатной форме, переносит в сферу глубокой скорби. В печальном напеве главной темы, переходящей от оркестра к солистам, простота и задушевность сочетаются с трагедийной экспрессией. Побочная партия — протяженный канонический дуэт солистов, овеянный тихой грустью, усугубленной в сокращенной репризе (без главной темы) минорной переокраской. Патетические tutti перемежают горестные диалоги солистов, достигающие в каденции трагического отчаяния. Краткое сумрачное оркестровое заключение завершает эту великолепную траурную элегию — одно из высших откровений моцартовского гения. Финальное Presto в сонатной форме без разработки пронизано огненной стремительностью, безудержным весельем. Энергичная подвижная главная партия, дополняющий ее фанфарный мотив духовых, задорная остроритмованная связующая тема у солиста, пестрящая неожиданными модуляциями побочная тема как бы сливаются в едином потоке, блещущем юмором и жизнерадостностью, яркими солнечными красками.
В необъятном творческом наследии Моцарта значительное место занимают инструментальные циклы, предназначенные для процветавшего тогда бытового музицирования, — серенады, дивертисменты, кассации. Перу Моцарта принадлежит около сорока таких произведений, создававшихся на протяжении девятнадцати лет (с 1769 по 1788 годы) и относящихся к самым замечательным образцам подобных жанров.
Маленькая ночная серенада для струнных инструментов соль мажор, KV 525 (правильное ее название «Маленькая ночная музыка»), завершенная в Вене 10 августа 1787 года, во время работы композитора над вторым актом «Дон Жуана», — одно из последних произведений Моцарта в этом жанре (за ним последовал только Дивертисмент для струнного трио, KV 563, созданный год спустя). Повод к созданию этой серенады неизвестен. До нас дошли четыре части, образующие традиционный сонатно-симфоничес-кий цикл, однако в авторском тематическом каталоге Моцарт указывает: «Маленькая ночная музыка, состоящая из Allegro, Менуэта с трио, Романса, Менуэта с трио и финала». Таким образом первый менуэт, разделяющий Allegro и Романс, был утерян. По предположению Альфреда Эйнштейна, он сохранился в переложении для фортепиано в Сонате си-бемоль мажор, KV Anh. 136, составленной после смерти композитора из различных его произведений, но эта гипотеза пока не нашла подтверждения. Маленькая ночная серенада написана, как указывает Моцарт в каталоге, для «двух скрипок, альта и баса», то есть для струнного квартета или квинтета или же небольшого струнного оркестра, как и принято ее исполнять в наши дни. Скромны и лаконичны масштабы произведения — по словам А. Эйнштейна, это «шедевр из шедевров. заключенный в самые тесные рамки». Серенада принадлежит к популярнейшим произведениям Моцарта, и это не удивительно — музыка ее полна непревзойденной красоты и очарования, сочетая яркость и блеск звучания маленького струнного ансамбля с проникновенностью мелодий, простоту и доходчивость с утонченной грациозностью, филигранностью отделки.
В первой части, Allegro, праздничной и нарядной главной теме с ее вступительными фанфарными мотивами отвечают исполненные непринужденного изящества побочная и заключительная партии. Заключительная тема лежит в основе небольшой разработки, сменяя фанфарный мотив, который завершает Allegro в краткой радостной коде. Вторая часть, Romanze. Andante до мажор в форме рондо вызывает в памяти многие страницы оперной лирики Моцарта. Это относится прежде всего к нежной мелодии рефрена и к близкому ей первому эпизоду с ее выразительными имитациями. Второй, до-минорный эпизод, основанный на кратком мотиве, мелькающем у скрипок и басоз на фоне подвижной взволнованной пульсаиии аккомпанемента, вносит легкий оттенок тревоги, быстро исчезай и:ии с возвращением рефрена.
В третьей части, Menuett. Allegretto, торжественно-приподнятый характер обрамляющих построений сменяется в среднем разделе, Trio, ласковой лирической мелодией скрипок, словно парящей в высоком регистре. Финальное Allegro, несмотря на обозначение Rondo, имеет сонатную структуру. Музыка его полна искрометного юмора, пронизывающего бойкие стремительные главную и побочную темы, краткую разработку с ее неожиданным тональным сдвигом и блещущую безудержной жизнерадостностью коду.
Скрипач Виктор Пикайзен родился в 1938 году в Киеве. Незаурядные музыкальные данные проявились у мальчика в раннем возрасте. Первоначальными занятиями на скрипке руководил отец — заслуженный артист УССР Александр Пикайзен, педагог и артист оркестра. Девяти лет Виктор Пикайзен с успехом выступил с симфоническим оркестром, а через два года пресса широко отмечала его выступления в Киевской филармонии. В 1946 году, после концертов в Москве он был принят в музыкальную школу имени Гнесиных. Занятия с выдающимся педагогом — профессором Давидом Ойстрахом, у которого Пикайзен продолжал совершенствоваться в Московской консерватории и аспирантуре, оказали большое влияние на формирование молодого музыканта. В 1949 году шестнадцатилетний скрипач участвовал в Международном конкурсе скрипачей имени Яна Кубелика в Праге и завоевал звание лауреата (вторая премия). В 1955 году Виктор Пикайзен был вторично удостоен звания лауреата на Международном конкурсе скрипачей имени бельгийской королевы Елизаветы в Брюсселе. В 1957 году на Международном конкурсе скрипачей имени Жака Тибо в Париже получил Вторую Большую премию, в 1958 году завоевал звание лауреата на труднейшем Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве, а в 1965 году ему была присуждена первая премия на Международном конкурсе имени Паганини в Генуе.
Виктор Пикайзен хорошо известен в Советском Союзе и за рубежом — его выступления с большим успехом проходят во многих странах мира.
Скрипач и альтист Игорь Ойстрах родился в Одессе в 1931 году. Игре на скрипке начал учиться очень рано. Но затем оставил занятия и только в 1943 году возобновил их под руководством выдающегося советского педагога профессора Петра Столярского. Позднее Игорь блестяще окончил Центральную музыкальную школу по классу педагога В. И. Меренбаум. Огромную роль в творческом становлении Игоря Ойстраха сыграл его отец Давид Ойстрах, под руководством которого он закончил Московскую консерваторию и аспирантуру.
Игорю Ойстраху было всего восемнадцать лет, когда он в 1949 году завоевал I премию на Международном конкурсе скрипачей Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште. На международном конкурсе скрипачей имени Венявского в Познани в 1952 году ему также была присуждена I премия. В феврале 1968 года Игорю Ойстраху было присвоено почетное звание заслуженного артиста РСФСР.
Концерты Игоря Ойстраха находят неизменное признание у слушателей Советского Союза и за рубежом. Пресса Австрии, Дании, Франции, Англии, ГДР, Чехословакии, Японии, США и многих других стран свидетельствует об огромном успехе советского скрипача. Критики не устают восхищаться теплым выразительным тоном его скрипки, законченностью фразировки, благородством и строгостью стиля, высокой техникой.
Игорь Ойстрах играл с крупнейшими советскими и зарубежными оркестрами, с самыми выдающимися дирижерами современности. Он трижды участвовал в фестивалях Пабло Казальса, который с большим удовлетворением отмечал совместные выступления с советским музыкантом, высоко оценивая его мастерство.
Игорь Ойстрах выступает и как дирижер с ансамблем солистов Академического симфонического оркестра Московской государственной филармонии. С этим коллективом им были записаны кончерти гросси А. Корелли, Бранденбург-ские концерты И, С. Баха, Концертная симфония для скрипки, альта с оркестром и Маленькая ночная серенада В. А. Моцарта.