2 дня
О сайте9 1 | SUCD 10-00066 1990, дата записи: 1988 |
А. ШНИТКЕ (р. 1934) КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА в четырех частях Текст Григора Нарекаци из Книги скорбных песнопений», глава 3. Перевод Н. Гребнева 1 1. О Повелитель сущего всего, бесценными дарами наг дарящий — 17.04 2 2. Собранье песен сих. где каждый стих наполнен скорбью черною до края — 8.31 3 3. Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов, всем, кто постигнет суть сего творенья 4 4. Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим — 17.58 Елена Доф-Донская, сопрано Государственный камерный хор Министерства культуры СССР. Дирижер Валерий Полянский ДВЕ МАЛЕНЬКИЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ ОРГАНА 5 1. — 4 28 6 2. — 3.45 Олег Янченко Общее время звучания 51.46 Запись произведена в Софийском соборе г. Полоцка. 1988 г. Звукорежиссеры: И. Вепринцев, Е. Бунеева (1), П. Кондрашин (2) Редактор Л. Абелян. Художник А. Григорьев винил см. А10 00485 001 |
Концерт для смешанного хора – крупнейшее хоровое сочинение А.Г. Шнитке, созданное им в 1984-1985 годах. Концерт написан на текст третьей главы «Книги скорбных песнопений» великого армянского поэта эпохи Средневековья Григора Нарекаци (951-1003). «Книга скорбных песнопений», состоящая из множества глав, – основное сочинение поэта, написанное им в конце жизни. Это произведение получило широкую популярность уже в Средневековье: его читали, передавая из поколения в поколение; образы обрастали многочисленными толкованиями. Подчеркнутое внимание к внутренней жизни человека пронизывает всю «Книгу» Нарекаци: она окрашена ярким гуманистическим индивидуализмом, характерным для армянской поэзии и философии той эпохи. В своем Концерте Шнитке стремился отразить неоднозначный, полный внутренних контрастов мир поэта. «Текст Нарекаци, – говорит композитор, – это только подготовка к пониманию истинного сверхсмысла, который открывается при чтении, но словами не передаваем». И хотя первая и третья части Концерта драматичны, развернуты, а вторая и четвертая более созерцательны, сопряжение выраженного и скрытого смысла присутствуют постоянно. Экспрессивные вокализы окружают речитацию, создавая второй, символический план звучания. Конкретная осязаемость слов растворяется в умиротворенной полутоновой псалмодии (вторая часть), чистом мажорном трезвучии (четвертая часть), поднимается в сферу более обобщенных образов. Музыкальный материал Концерта абстрактен. Здесь нет цитат или сознательной ориентации на какой-то определенный стиль. Однако сам характер развертывания музыки, медитативная замедленность течения времени, постоянное появление хоральных последовательностей невольно вызывают в памяти образцы русской культовой музыки. Концерт для хора Шнитке завершен летом 1985 года (третья часть написана в 1984 году), посвящен Валерию Полянскому и Государственному камерному хору Министерства культуры СССР. - А. Ивашкин |