2 дня
О сайте5 5 | С10-19149-50 1983 |
Сторона 1 Г. Доницетти (1797—1848) СЦЕНА И АРИЯ ЭДГАРА («Лючия ди Ламмермур», 3 д.) —7.16 Дж. Верди (1813—1901) СЦЕНА И АРИЯ ЭРНАНИ («Эрнани», 1 д.) —7.45 СЦЕНА И АРИЯ АЛЬФРЕДА («Травиата», 2 д.) — 7.03 Аннина — Нэнси Стоукс, сопрано КАНЦОНЕТТА РИЧАРДА («Бал-маскарад», 2 д.) —3.14 Хор (2, 4) и оперный оркестр РЦА Italiana Дирижеры: Жорж Претр (1, 3), Томас Шипперс (2), Эрих Лайнсдорф (4) Архивные записи 1960-х годов Сторона 2 Дж. Верди (1813—1901) ТЕРЦЕТ (Леонора, Манрико, ди Луна) — 4.15 ДУЭТ (Азучена, Манрико) — 5.37 СЦЕНА И СТРЕТТА МАНРИКО — 3.51 («Трубадур», 1, 2, 4 д.) Леонора — Габриелла Туччи, сопрано (1, 3) Ди Луна — Пьеро Каппуччилли, баритон (1) Азучена — Джульетта Симионато, меццо-сопрано (2) Хор (3) и оркестр театра «Ла Скала» Дирижер Джанандреа Гавадзени INGEMISCO — 3.24 OFFERTORIUM — 9.43 («РЕКВИЕМ») Леонтин Прайс, сопрано (2) Фьоренца Коссотто, меццо-сопрано (2) Николай Гяуров, бас (2) Оркестр театра «Ла Скала» Дирижер Герберт фон Караян Записи из Большого театра СССР, 1964 год Реставратор Е. Дойникова Редактор П. Грюнберг Художник Б. Белов |
Выдающийся итальянский тенор Карло Бергонци родился 27 февраля 1924 года в небольшой деревне Видоленцо неподалеку от Буссето. Уроженцем этих мест был и великий Джузеппе Верди, который стал для артиста самым любимым и наиболее близким его вокальной индивидуальности композитором. Не случайно Бергонци первым из певцов осуществил запись всех теноровых арий из опер Верди. Увлечение музыкой пришло к Карло Бергонци рано. Он брал уроки фортепиано, пел в хоре. Заниматься вокалом начал у Синчеро Пизарони, затем у баритона Эдмондо Грандини. В Пармской консерватории имени Арриго Бойто его педагогом был известный маэстро Эдмондо Кампогальяни (среди его учениц — Рената Тебальди, одна из самых знаменитых певиц XX века). Кампогальяни обучил Карло Бергонци правильному певческому дыханию, что в дальнейшем явилось основой успехов артиста на оперной сцене. Однако педагог вел его как баритона. Именно в этом амплуа он и предстал в 1947 году перед авторитетной комиссией миланского театра „Ла Скала". Дебютом Карло Бергонци на оперной сцене стала партия Фигаро („Севильский цирюльник" Дж. Россини), которую он спел в 1948 году в городе Лечче. В течение следующих двух лет он продолжал выступать как баритон, но без особого успеха, испытывая трудности как в верхнем, так и в нижнем регистрах голоса. Однако исполнял ряд ведущих партий и однажды даже заменил знаменитого Тито Гобби в партии Риголетто. Перемена в судьбе Бергонци произошла 12 октября 1950 года: в этот день за кулисами театра Гольдони в Ливорно, распеваясь перед спектаклем, певец неожиданно взял верхнее теноровое „до". После трех месяцев самостоятельной работы он снова дебютировал на оперной сцене уже в качестве тенора (партия Андре Шенье в одноименной опере У. Джордано). Это произошло 12 января 1951 года в городе Бари в Апулии. Постепенно имя нового тенора приобретает известность. Он поет разнообразный репертуар на сценах итальянских провинциальных театров, и уже в этот период намечается тяготение певца к операм своего великого земляка Джузеппе Верди. В 1951 году Итальянское радио привлекает Бергонци к участию в спектаклях, посвященных пятидесятилетию со дня смерти Верди: он выступает в постановках таких редко исполняемых опер композитора, как „Двое Фоскари", „Жанна Д'Арк", „Оберто", „Симон Бокканегра". Этапным в оперной карьере Карло Бергонци стал 1953 год. 24 марта он дебютировал в миланском театре „Ла Скала" в мировой премьере оперы современного итальянского композитора Наполи „Мазаньело", а спустя некоторое время спел партию Альваро в „Силе судьбы" Верди в лондонском театре „Ковент-Гарден". В 1955 году Бергонци впервые гастролировал в США: в Чикаго он исполнял партии Генри в „Плаще" Дж. Пуччини и Туридду в „Сельской чести" П. Масканьи. Следующий сезон ознаменовался для певца дебютом на сцене нью-йоркского театра „Метрополитен опера" (партии Радамеса и Манрико в „Аиде" и „Трубадуре" Верди), положившим начало его систематическому сотрудничеству с этой труппой. Искусство Карло Бергонци знакомо советским слушателям не только по его многочисленным записям. В 1964 году певец приезжал в Москву в составе артистов миланского театра „Ла Скала". Он был одним из немногих исполнителей и единственным тенором, которому руководство труппы доверило исполнение ведущих партий сразу в двух гастрольных спектаклях (причем это не было запланировано заранее и произошло уже в ходе гастролей). И на этот раз Бергонци снова проявил качество, особенно ценное для артиста оперного театра, — легкость, с которой он „входит" в новый для себя спектакль, общается с новыми партнерами. В Москве певец с большим успехом исполнил партии Эдгара в „Лючии ди Ламмермур" Доницетти и Манрико в „Трубадуре" Верди, пел теноровую партию в „Реквиеме" Верди, вместе с другими солистами „Ла Скала" выступил в концертных программах. Бергонци неоднократно пел в спектаклях с участием ведущих советских артистов: он был партнером Елены Образцовой в „Аиде" (Висбаден, 1972; нью-йоркская „Метрополитен опера", 1976), Ирины Архиповой в юбилейной постановке „Сельской чести" Масканьи (Ливорно, 1981). Огромные трудности встали перед певцом при записи комплекта, включившего 31 арию из опер Джузеппе Верди. Исполнение программы записанной в короткий срок, потребовало от вокалиста умения перестроиться от стиля ранних опер („Альзира", „Корсар", „Битва при Леньяно"), где теноровые партии насыщены виртуозными пассажами и фиоритурами в духе Доницетти, — к более поздним ариям, предназначенным уже для тенора di forza, т. е. крепкого, драматического. Бергонци продемонстрировал замечательное вокальное мастерство и высокую исполнительскую культуру, безупречное чувство стиля. Недаром о нем говорят, что „он прежде всего музыкант, а уже потом тенор". Бергонци обладает совершенным певческим дыханием, что очень помогает при исполнении музыки Верди с ее протяженными вокальными фразами. Другим, особенно важным для опер Верди достоинством артиста является его умение сохранять насыщенность звучания в „пиано" и „пианиссимо" практически во всем диапазоне голоса. Прекрасная музыкальность, великолепная техника, умение адаптировать свой голосовой аппарат к исполнению самой разнохарактерной музыки (в репертуаре артиста 67 опер, огромное количество песен, камерная музыка, старинные арии) сделали Карло Бергонци одним из самых популярных теноров нашего времени. Л. Рыжов |