2 дня
О сайте1 | MEL CD 10 01993 (4 CD) |
«В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее...» Система координат музыки Александра Скрябина не знала золотой середины и устремлялась одновременно к «высшей утонченности» и «выс- шей грандиозности». Последнее относилось, в первую очередь, к симфонической музыке – именно в ней воплоти- лись его наиболее масштабные, «космические» замыслы, связанные с верой в Человека как творческую личность, способную преобразовать мироздание. «Иду сказать людям, что они сильны и могучи», – писал композитор. Полное собрание симфонического творчества Скрябина, представленное на данных дисках (включая раннюю оркестровую пьесу «Мечты»), наглядно демонстрирует эволюцию стилевых черт и философских взглядов компо- зитора, совершившуюся в течение первого десятилетия ХХ в. От шестичастной первой симфонии (1900) с ее хоро- вым финалом, прославляющим искусство – к «Божественной поэме» (третьей симфонии), три части которой охва- тывает единый поток непрерывного симфонического развития; затем к лаконичной, одночастной «Поэме экстаза» – этому символическому отображению Акта Творения в музыке – и, наконец, к мистически-грандиозному «Проме- тею» (1910), партитура которого, помимо необычного использования тембровых красок органа, фортепиано и хора, содержит «цветовую партию», реализуя скрябинское «видение цветом» определенных звуков и тональностей. Евгений Светланов, записавший с Госоркестром СССР симфонии и оркестровые поэмы Скрябина в рамках «Антологии русской симфонической музыки», заслужил единодушное признание лучшего скрябинского интерпретатора второй половины ХХ века. Диск 1 симфония №1, соч. 26, ми мажор Год переписи: 1969 г. Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов (1–6) Л. Авдеева, меццо-сопрано, А. Григорьев, тенор (6) Республиканская русская хоровая капелла, художественный руководитель и дирижер – А. Юрлов (6) Диск 2 симфония № 2, соч. 29, до минор Год переписи: 1969 г. Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов Диск 3 симфония № 3 «божественная поэма», соч. 43, до минор Запись – 1968 г. Исполнители: Государственный симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов Диск 4 1. «поэма Экстаза», соч. 54 2. «прометей» («поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра, соч. 60 3. «мечты», соч. 24, ми минор Запись из БЗК 08.02.1977 (1); 1972 (2); 1977 (3) Исполнители: Государственный симфонический оркестр (1–3), дирижер – Е. Светланов (1–3) Соло на трубе – Ю. Кривошеев, соло на скрипке – Генрих Фридгейм (1) Святослав Рихтер, фортепиано (2) Большой хор Гостелерадио СССР, художественный руководитель – К. Птица, главный дирижер – Людмила Ермакова (2) |