Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
«В его музыке Россия слышала свое настоящее, прозревала свое будущее...» Система координат музыки Александра Скрябина не знала золотой середины и устремлялась одновременно к «высшей утонченности» и «выс- шей грандиозности». Последнее относилось, в первую очередь, к симфонической музыке – именно в ней воплоти- лись его наиболее масштабные, «космические» замыслы, связанные с верой в Человека как творческую личность, способную преобразовать мироздание.

«Иду сказать людям, что они сильны и могучи», – писал композитор. Полное собрание симфонического творчества Скрябина, представленное на данных дисках (включая раннюю оркестровую пьесу «Мечты»), наглядно демонстрирует эволюцию стилевых черт и философских взглядов компо- зитора, совершившуюся в течение первого десятилетия ХХ в. От шестичастной первой симфонии (1900) с ее хоро- вым финалом, прославляющим искусство – к «Божественной поэме» (третьей симфонии), три части которой охва- тывает единый поток непрерывного симфонического развития; затем к лаконичной, одночастной «Поэме экстаза» – этому символическому отображению Акта Творения в музыке – и, наконец, к мистически-грандиозному «Проме- тею» (1910), партитура которого, помимо необычного использования тембровых красок органа, фортепиано и хора, содержит «цветовую партию», реализуя скрябинское «видение цветом» определенных звуков и тональностей. Евгений Светланов, записавший с Госоркестром СССР симфонии и оркестровые поэмы Скрябина в рамках «Антологии русской симфонической музыки», заслужил единодушное признание лучшего скрябинского интерпретатора второй половины ХХ века.



Диск 1
симфония №1, соч. 26, ми мажор
Год переписи: 1969 г.
Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов (1–6)
Л. Авдеева, меццо-сопрано, А. Григорьев, тенор (6)
Республиканская русская хоровая капелла, художественный руководитель и дирижер – А. Юрлов (6)

Диск 2
симфония № 2, соч. 29, до минор
Год переписи: 1969 г.
Исполнители: Государственный академический симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов

Диск 3
симфония № 3 «божественная поэма», соч. 43, до минор
Запись – 1968 г.
Исполнители: Государственный симфонический оркестр, дирижер – Е. Светланов

Диск 4
1. «поэма Экстаза», соч. 54
2. «прометей» («поэма огня») для фортепиано, хора и оркестра, соч. 60
3. «мечты», соч. 24, ми минор
Запись из БЗК 08.02.1977 (1); 1972 (2); 1977 (3)
Исполнители: Государственный симфонический оркестр (1–3), дирижер – Е. Светланов (1–3)
Соло на трубе – Ю. Кривошеев, соло на скрипке – Генрих Фридгейм (1)
Святослав Рихтер, фортепиано (2)
Большой хор Гостелерадио СССР, художественный руководитель – К. Птица, главный дирижер – Людмила Ермакова (2)