6 дней
О сайте9 | А10 00669 009, А10 00671 007 (2 пластинки) 1990, дата записи: 1989 |
Первая пластинка. Русская хоровая музыка XVI-XX вв.: Русская хоровая музыка XVI — XX вв. Сторона 1 ГРЯДИ ОТ ЛИВАНА, HEBECTO, свадебный концерт (неизвестный автор XVII в., редакция В. Протопопова) — 6.42 СТИХИРА НА СРЕТЕНИЕ ИКОНЫ ВЛАДИМИРСКОЙ БОГОМАТЕРИ (неизвестный автор XVI в., расшифровка Т. Владышевской) — 3.40 КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА № 17 «Коль возлюблена селения Твоя, Господи» (Д. Бортнянский) — 4.26 КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА № 33 «Вскую прискорбна еси душе моя, Господи» (Д. Бортнянский) — 7.56 Сторона 2 КОНЦЕРТ ДЛЯ ХОРА «Гласом моим ко Господу воззвах» (А. Архангельский)— 5.14 НЫНЕ ОТПУЩАЕШИ (священник Старорусский) — 3.24 НЕ УМОЛЧИМ НИКОГДА, БОГОРОДИЦЕ (П. Чесноков) — 2.52 ТЯ ЕДИНУ, ПРЕЧИСТУЮ (П. Чесноков) — 3.12 ПРАЗДНИЧНЫЙ 12-ГОЛОСНЫЙ КОНЦЕРТ НА ТРИ ХОРА «Гласом моим ко Господу воззвах» (неизвестный автор XVIII в., редакция Т. Владышевской) — 5.21 Ирина Соловьева, сопрано. Ирина Снежина, меццо-сопрано, Алексей Краснов, тенор; Владимир Шмонин, бас (4) ВЛАДИМИРСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и дирижер ЭДУАРД МАРКИН Запись произведена в Георгиевской церкви г. Владимира в 1989 году Звукорежиссер М. Пахтер. Редактор Л. Абелян Оформление художника Б. Дударева. Фото Б. Палатника Вторая пластинка. Вл. Генин: Вл. Генин ПЛАЧ ПО АНДРЕЮ БОГОЛЮБСКОМУ, ВЕЛИКОМУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРСКОМУ Действо для солистов и хора Текст на основе летописных, фольклорных и историографических источников составлен И. Истратовой и Вл. Гениным Сторона 1 — 18.55 1. Слава земле Русской 2. Князь Андрей прозванием Боголюбый 3. А в поле конюшок свищет 4. Во лесу, лесу дремучем 5. Княже мой, господине! Сторона 2 — 21.33 6. В зли колодезя 7. Убиение Князя Андрея Ольга Янгорева, сопрано (4) Ирина Снежина, меццо-сопрано (4, 5, 7) Татьяна Решетникова, меццо-сопрано (6) Алексей Краснов, тенор (2, 5) Владимир Завазальский, бас (2, 5, 7) Анатолий Сафиулин, бас (5, 7) ВЛАДИМИРСКИЙ КАМЕРНЫЙ ХОР Художественный руководитель и дирижер ЭДУАРД МАРКИН Запись произведена в Георгиевской церкви г. Владимира в 1989 году Звукорежиссер М. Пахтер. Редактор Л. Абелян Оформление художника Д. Дударева. Фото Б. Палатника см. также компакт-диск SUCD 10 00011 |
В Георгиевской церкви, что стоит в самом центре Владимира, недалеко от Золотых ворот, проходят концерты «Театра Хоровой Музыки». У него есть постоянная труппа — Владимирский камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Эдуарда Митрофановича Маркина—и своя постоянная публика. Слава о коллективе столь велика, что билеты распродаются за месяц-два вперед. Люди идут и едут из окрестностей близких и далеких — из Москвы, Горького, Ленинграда, со всей страны, из-за рубежа (Владимирский камерный хор уже слышали на Кубе и в Чехословакии, в Польше, ФРГ, в Соединенных Штатах Америки). Едут подивиться этому русскому чуду, едут вдохнуть полной грудью красоты необычайной. Удивительная это красота и сила — слияние живых человеческих голосов, усиленное и возвеличенное акустикой собора, — звучание старинной музыки в ее колыбели, где все продумано, выверено и прилажено веками. Мощные колонны и фрески на стенах включаются в торжественный «храмовый синтез», ибо «Театр Хоровой музыки» и замысливался как храм, предназначенный для возвышения и очищения души человеческой, восстановления исторической памяти, приобщения к истокам национальной культуры. Движется, восходя к куполу и многократно отзвучивая, напоенная человеческой теплотой и одухотворенная Словом плотновоздушная масса звука. Даже одноголосная мелодия становится здесь значительной и объемной, начинает лучиться многими тембрами. Хор на «сцене» — то людская масса, то множество отдельных людей, разнообразные группы, их слияние и противостояние — все, что предполагает авторский замысел, партитура и осуществляет фантазия исполнителей. «Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Весь концерт был пронизан искренней гордостью за свой народ, за его многовековую историю и культуру и прозвучал как воспевание славы своему Отечеству. К этому событию коллектив привел длительный и многотрудный путь, подвижническая—на протяжении многих лет — деятельность его руководителя по воскрешению забытых шедевров отечественного музыкального искусства и созданию новых глав музыкальной летописи древнего Владимира, проведение первого в стране и единственного в России Фестиваля русской и советской хоровой музыки им. С. И. Танеева, «Театр Хоровой Музыки» и организованная при нем хоровая капелла мальчиков — целый космос ожившей и звучащей культуры этого знаменитого уголка земли русской. Но не музейное любование прошлым или остраненная стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки». С гордостью и мастерством незаурядным владимирцы являют миру свое культурное достояние, ибо в основе их репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире. На этой пластинке представлено первое отделение концерта «Из музыкальной летописи Владимира». Хоровая музыка почти пяти веков. Прочный исторический фундамент составляют такие не звучавшие столетия шедевры, как «Свадебный» и «Праздничный» концерты. Самый же древний из этих памятников — песнопение XVI века «Стихира на Сретение иконы Владимирской Богоматери». Явление ее в Георгиевской церкви, на подмостках «Театра Хоровой Музыки» созвучно дню сегодняшнему, вновь познающему свое прошлое, свою историю. И воскресают в памяти строки стихов Максимилиана Волошина «Владимирская Богоматерь»: Не на троне — на ее руке, Левой ручкой обнимая шею, — Взор во взор, щекой припав к щеке, Неотступно требует... Немею — Нет ни сил, ни слов на языке... А Она в тревоге и в печали Через зыбь грядущего глядит В мировые рдеющие дали, Где закат пожарами повит. И такое скорбное волненье В чистых девичьих чертах, что Лик В пламени молитвы каждый миг Как живой меняет выраженье. (...) Простирались старцы и черницы, Дымные сияли алтари, Ниц лежали кроткие царицы, Преклонялись хмурые цари... Черной смертью и кровавой битвой Девичья святилась пелена, Что осмивековою молитвой Всей Руси в веках озарена. Так из забвения веков, неизменные и преображенные, приходят к нам страницы «музыкальной летописи Владимира». Воскрешая прошлое и предрекая будущее, они снова и снова подтверждают вывод Волошина: В мире нет слепительнее чуда Откровенья вечной Красоты! А. Тевосян АОЛЗ 1990 Зак. 430. Тираж 11700 |
Во Владимире, на древней земле создан уникальный Театр Хоровой Музыки. Это постоянная труппа — Владимирский камерный хор, имеющий свой собственный Дом — великолепное здание Георгиевской церкви — и свой приход, свою публику. «Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора под управлением Эдуарда Маркина, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Но не музейное любование прошлым или стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки». В основе его репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире. Так, по инициативе Э. Маркина для исполнения во Владимире рождалась оратория В. Калистратова «Золотые ворота». По его заказу было создано и записанное на этой пластинке хоровое действо «Плач по Андрею Боголюбскому, Великому Князю Владимирскому». Композитор Владимир Генин посвятил его городу Владимиру, древней столице Владимиро-Суздальского княжества. Автор говорит: «Судьба Андрея Боголюбского, одного из самых могучих русских князей, который перенес центр Руси на Север, в бедную суздальскую землю, была трагична—Андрей, по примеру святых Бориса и Глеба, принял мученическую смерть от рук недругов. Злодеяние осталось неотмщенным: забыв добрые дела князя, тело его бросили на поругание, а дом разграбили. Лишь верный Кузмище горем своим обратил горожан к покаянию. И погребен был князь с великим плачем опомнившегося народа... Свою задачу я видел не в стилизации, не в создании декораций далекой эпохи, а в живом приближении изображаемых событий вплотную к зрителю, слушателю. Восстановление связи времен, воскрешение исторической памяти необходимо. Ибо вера и неверие, грех и святость — вечные для русской души вопросы». Именно так и звучит в «Театре Хоровой Музыки» это страстное повествование о событиях и судьбах, на глазах у зрителей разворачивается житие князя и символические картины народной жизни, почти театральная сцена убиения Андрея Боголюбского и омытое слезами отпевание. Хор — полноправный участник, свидетель и комментатор происходящего, действующее лицо и живая декорация. Сценическое развитие возникает из перекличек групп и движения хора, то отступающего в глубину, то в кульминационном напряжении сцены убийства вырывающегося на авансцену. А потом — трагически просветленная молитва на бессмертные слова Иоанна Дамаскина. И хор, до того рассредоточенный, теперь в соединении, сочувствии, согласии—притихшая и поникшая в горе толпа, в этом горестном отпевании прозревшая великое таинство Смерти... И все это, по канонам древних мастеров, композитор оправляет в прочный, сверкающий золотой оклад «Славы земле Русской», когда в начале и конце, как символ исторической преемственности, связи времен и поколений, взвиваются к куполу торжественные слова: «О, светло светлая и украсно украшенная Земля Русская!» А. Тевосян АОЛЗ 1990 Зак. 430. Тираж 10000 |