Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
В Георгиевской церкви, что стоит в самом центре Владимира, недалеко от Золотых ворот, проходят концерты «Театра Хоровой Музыки». У него есть постоянная труппа — Владимирский камерный хор под управлением заслуженного деятеля искусств РСФСР Эдуарда Митрофановича Маркина—и своя постоянная публика. Слава о коллективе столь велика, что билеты распродаются за месяц-два вперед. Люди идут и едут из окрестностей близких и далеких — из Москвы, Горького, Ленинграда, со всей страны, из-за рубежа (Владимирский камерный хор уже слышали на Кубе и в Чехословакии, в Польше, ФРГ, в Соединенных Штатах Америки). Едут подивиться этому русскому чуду, едут вдохнуть полной грудью красоты необычайной.
Удивительная это красота и сила — слияние живых человеческих голосов, усиленное и возвеличенное акустикой собора, — звучание старинной музыки в ее колыбели, где все продумано, выверено и прилажено веками. Мощные колонны и фрески на стенах включаются в торжественный «храмовый синтез», ибо «Театр Хоровой музыки» и замысливался как храм, предназначенный для возвышения и очищения души человеческой, восстановления исторической памяти, приобщения к истокам национальной культуры.
Движется, восходя к куполу и многократно отзвучивая, напоенная человеческой теплотой и одухотворенная Словом плотновоздушная масса звука. Даже одноголосная мелодия становится здесь значительной и объемной, начинает лучиться многими тембрами. Хор на «сцене» — то людская масса, то множество отдельных людей, разнообразные группы, их слияние и противостояние — все, что предполагает авторский замысел, партитура и осуществляет фантазия исполнителей.
«Из музыкальной летописи Владимира» — так была названа программа одного из московских концертов Владимирского камерного хора, которую коллектив посвятил 1000-летию Крещения Руси. Весь концерт был пронизан искренней гордостью за свой народ, за его многовековую историю и культуру и прозвучал как воспевание славы своему Отечеству. К этому событию коллектив привел длительный и многотрудный путь, подвижническая—на протяжении многих лет — деятельность его руководителя по воскрешению забытых шедевров отечественного музыкального искусства и созданию новых глав музыкальной летописи древнего Владимира, проведение первого в стране и единственного в России Фестиваля русской и советской хоровой музыки им. С. И. Танеева, «Театр Хоровой Музыки» и организованная при нем хоровая капелла мальчиков — целый космос ожившей и звучащей культуры этого знаменитого уголка земли русской. Но не музейное любование прошлым или остраненная стилизация под старину увлекает участников хора, а человеческая суть происходившего: возвышенный и богатый, суровый и праздничный мир прошедших по этой земле поколений поднимается со страниц удивительной музыкальной летописи, обретающей свой голос на подмостках «Театра Хоровой Музыки». С гордостью и мастерством незаурядным владимирцы являют миру свое культурное достояние, ибо в основе их репертуара — произведения, восстановленные по материалам рукописных фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и сочинения более поздние, которые создавались и звучали во Владимире.
На этой пластинке представлено первое отделение концерта «Из музыкальной летописи Владимира». Хоровая музыка почти пяти веков. Прочный исторический фундамент составляют такие не звучавшие столетия шедевры, как «Свадебный» и «Праздничный» концерты. Самый же древний из этих памятников — песнопение XVI века «Стихира на Сретение иконы Владимирской Богоматери». Явление ее в Георгиевской церкви, на подмостках «Театра Хоровой Музыки» созвучно дню сегодняшнему, вновь познающему свое прошлое, свою историю. И воскресают в памяти строки стихов Максимилиана Волошина «Владимирская Богоматерь»:

Не на троне — на ее руке,
Левой ручкой обнимая шею, —
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует... Немею —
Нет ни сил, ни слов на языке...
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где закат пожарами повит.
И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье. (...)
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена.

Так из забвения веков, неизменные и преображенные, приходят к нам страницы «музыкальной летописи Владимира». Воскрешая прошлое и предрекая будущее, они снова и снова подтверждают вывод Волошина:

В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!

А. Тевосян

АОЛЗ
1990 Зак. 430. Тираж 11700