1 мин.
О сайте29 5 | С10 12993-4 1979 |
Сторона 1: Двухголосные инвенции, BWV 772-786: 1. 1. До мажор 2. 2. До минор 3. 3. Ре мажор 4. 4. Ре минор 5. 5. Ми бемоль мажор 6. 6. Ми мажор 7. 7. Ми минор 8. 8. Фа мажор 9. 9. Фа минор 10.10. Соль мажор 11. 11. Соль минор 12. 12. Ля мажор 13. 13. Ля минор 14. 14. Си бемоль мажор 15. 15. Си минор Трехголосные инвенции (симфонии), BWV 787-788: 16. 1. До мажор 17. 2. До минор Сторона 2: Трехголосные инвенции (симфонии), BWV 789-801: 18. 3. Ре мажор 19. 4. Ре минор 20. 5. Ми бемоль мажор 21. 6. Ми мажор 22. 7. Ми минор 23. 8. Фа мажор 24. 9. Фа минор 25. 10. Соль мажор 26. 11. Соль минор 27. 12. Ля мажор 28. 13. Ля минор 29. 14. Си бемоль мажор 20. 15. Си минор Татьяна Николаева, ф-но |
МОЗГ Художник Г. Сафонова. Фото А. Гершмана |
ЛЗ, ГОСТ 88 год выпуска 1989 сторона 1 |
ЛЗГ, 1980 Зак. 667. Т. 1780 Среди многочисленных клавирных произведений Нетэннз Себастьяна Баха значительное место принадлежит сочинр ниям, написанным с педагогическими целями и предназначенным для сыновей и учеников композитора. К ним отно-Р сится ряд пьес, прелюдий и фуг, двух- и трехголосные инвенции и «Хорошо темперированный клавир». Создание пятнадцати двухголосных инвенций я пятнадцати симфоний (так Бах именовал свои пьесы, которые позже стали называть трехголосными инвенциями) относится к кётенскому периоду творчества. Работая капельмейстером и «директором камерной музыки» при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, композитор наибольшее внимание уделял в эти годы камерно-инструментальным и оркестровым произведениям. Бах неоднократно перерабатывал инвенцпп: наиболее ранний их автограф содержится в «Клавирной книжечке» Вильгельма Фридемана Баха (старшего сына И.С.Баха), начатой в 1720 году; окончательный вариант, относящийся к 1723 году, снабжен следующим авторским предисловием: «Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке; главное же — добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции». Впервые инвенции были опубликованы в 1801 году. Название «инвенция» (от итальянского «inventio», что означает «выдумка», «изобретение») Бах, очевидно, заимствовал у Франческо Антонио Бонпорти, чьи инвенции для скрипки соло, соч. 10 он собственноручно переписал (долгое время они считались произведениями Баха). Термин «инвенция» композитор предписывал пьесам, демонстрирующим различные типы имитационно-полифонического развития. Однако сугубо «инструктивная» цель не помешала запечат-лонию в обоих циклах инвенций богатейшего мира образов, поразительной глубины содержания, сочетающихся с высоким совершенством письма, величайшим полифоническим мастерством, безупречной стройностью формы. Оба сборника содержат по пятнадцати произведений в одних и тех же наиболее употребительных тональностях, расположенных постепенно. Большинство инвенций приближается по форме к фуге, некоторые двухголосные инвенции построены в виде канонов (№ 2, 8, 9, 13). Тональный план и мотивно-тематпчс-ские соотношения разделов значительной части пьес обнаруживают черты старинной двух- и трехчастной форм, пред-вещагощих сонатную структуру (наиболее характерна в этом отношении двухголосная инвенция № 6 ми мажор, где Бах подчеркивает грани формы знаками повторений). Каждый из сборников инвенций поражает удивительным разнообразием жанровых и образных оттенков. В одних пьесах господствует бодрое, приподнятое настроение (каноническая двухголосная инвенция № 8 фа мажор или фугированная трехтолоспая тшвенция № 12 ля мажор, вызывающая в памяти страницы баховских Бранденбургских концертов), другие полны ажурной легкости и изящества (двухголосные инвенции № 6 ми мажор и № 10 соль мажор), третьи проникнуты светлой лирикой (трехголосные инвенции № 3 ре мажор и № 14 си бемоль мажор). Иные пьесы имеют печальную элегическую окраску (трехголосная инвенция № 15 ля минор — фуга па краткую неторопливую тому, к которой в дальнейшем присоединяется напевный и задушевный новый мотив), а иногда характер бурного драматизма (трехголосная инвенция № 15 си минор) и глубочайтей скорби, такова замечательная трехголосная ив венция № 9 фв минор, перекликающаяся со многими зами баховских пассионов. Полная трагической отрешенности тема этой фуги сопровождается двумя удержанным^ контрапунктами: ламеятозной нисходящей хроматической фигурой и экспрессивным мотивом, насыщенным декламационными интонациями. Темвтизм инвенций обнаруживает ясные связи с песенными и танцевальными жанрами. Песенно-ариозными элементами насыщены протяжные мелодии двухголосной инвенции № 0 фа минор и трехголосной инвенции № 7 ми минор; в ритмическом рисунке нежной и грустной трехголосной инвенции № 11 соль минор ощутимы черты сици-лианы, изящной двухголосной инвенция № fi ми мажор — полонеза, подвижной мажорной двухголосной , инвенции № 11 соль мажор — жиги, торжественной и величавой трехголосной инвенции № 5 ми бемоль мажор — сарабанды, грациозной, украшенной орнаментикой двухголосной инвенции № 14 си бемоль мажор — аллеманды, энергичной и задорной трехголосной инвенции № 12 ля мажор — 6vppe. «Каждая из этих пьес, — пишет Альберт Швейцер,— сама по себе является чудом и не похожа ни на какую другую. Только гений с бесконечно богатым внутренним миром мог решиться создать тридцать пьес, одинаковых по форме и размеру, и при этом придать каждой особый, свойственный только ей, индивидуальный характер». В Московской консерватории есть мраморная доска, на которой золотыми буквами пишутся имена ее лучших выпускников. Татьяна Николаева удостаивалась этой чести дважды: сперва как пианистка, затем — как композитор. Исключительная музыкальная одаренность, обнаружившаяся еще в раннем детстве (она начала учиться игре на фортепиано с, трех лет), позволила Т. Николаевой параллельно с интенсивнейшей концертной деятельностью создать немало сочинений в самых различных жанрах. Такое «двуелинство» во многом определило своеобразие Николаевой-пианистки. Сосредоточенная углубленность, масштабность, высокая серьезность ее интерпретаций — результат глубокого проникновения в музыку, в ее стилистические и структурные особенности. Обладая при этом великолепным пианистическим аппаратом, Т. Николаева блестяще исполняет крупные концертные произведения, требующие размаха и особого умения захватить своей игрой слушателей. В репертуаре пианистки произведения классиков и современных, композиторов. Она играет такие масштабные фортепианные сочинения, как «Симфонические этюды» Шумана. «Картинки с выставки» Мусоргского и т. д. Т. Николаева выступает г. огромными концертными циклами, такими, как. например, почти все клавир-ные сочинения И. С. Баха (6 концертов), куда входят 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», «Гольдбер-вариа-пий», партиты, сюиты, токкаты. Своеобразным «открытием» Т. Николаевой явилось исполнение на современном фортепиано «Искусства фуги» И. С. Баха. Нельзя не назвать 32 сонаты Бетховена (8 концертов), часто играемые ею. 24 прелюдии и фуги Шостаковича, первой исполнительницей которых была Т. Николаева, а также циклов-монографий, посвященных Шуману, Шопену. Скрябину. Рахманинову, Шостаковичу. Концертная деятельность Т. Николаевой, начавшаяся еще со школьной скамьи, продолясается уже свыше тридцати лет. За это время с ее искусством познакомились слушатели более 30 стран мира. Пианистка выступала с сольными концертами или в сопровождении крупнейших оркестров и дирижеров почти во всех городах Советского Союза, в Европе и Латинской Америке, Канаде и Австралии, на Ближнем Востоке и в Новой Зеландии. За заслуги в области советского музыкального искусства профессор Т. Николаева удостоена почетных званий лауреата Государственной премии СССР и заслуженной артистки РСФСР. |
МОЗГ Художник Г. Сафонова. Фото А. Гершмана |