Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
ЛЗГ, 1980
Зак. 667. Т. 1780

Среди многочисленных клавирных произведений Нетэннз Себастьяна Баха значительное место принадлежит сочинр ниям, написанным с педагогическими целями и предназначенным для сыновей и учеников композитора. К ним отно-Р сится ряд пьес, прелюдий и фуг, двух- и трехголосные инвенции и «Хорошо темперированный клавир».
Создание пятнадцати двухголосных инвенций я пятнадцати симфоний (так Бах именовал свои пьесы, которые позже стали называть трехголосными инвенциями) относится к кётенскому периоду творчества. Работая капельмейстером и «директором камерной музыки» при дворе князя Леопольда Анхальт-Кётенского, композитор наибольшее внимание уделял в эти годы камерно-инструментальным и оркестровым произведениям. Бах неоднократно перерабатывал инвенцпп: наиболее ранний их автограф содержится в «Клавирной книжечке» Вильгельма Фридемана Баха (старшего сына И.С.Баха), начатой в 1720 году; окончательный вариант, относящийся к 1723 году, снабжен следующим авторским предисловием:
«Добросовестное руководство, в котором любителям клавира, особенно жаждущим учиться, показан ясный способ, как чисто играть не только с двумя голосами, но при дальнейшем совершенствовании правильно и хорошо исполнять три обязательных голоса, обучаясь одновременно не только хорошим изобретениям, но и правильной разработке; главное же — добиться певучей манеры игры и при этом приобрести вкус к композиции».
Впервые инвенции были опубликованы в 1801 году.
Название «инвенция» (от итальянского «inventio», что означает «выдумка», «изобретение») Бах, очевидно, заимствовал у Франческо Антонио Бонпорти, чьи инвенции для скрипки соло, соч. 10 он собственноручно переписал (долгое время они считались произведениями Баха). Термин «инвенция» композитор предписывал пьесам, демонстрирующим различные типы имитационно-полифонического развития. Однако сугубо «инструктивная» цель не помешала запечат-лонию в обоих циклах инвенций богатейшего мира образов, поразительной глубины содержания, сочетающихся с высоким совершенством письма, величайшим полифоническим мастерством, безупречной стройностью формы.
Оба сборника содержат по пятнадцати произведений в одних и тех же наиболее употребительных тональностях, расположенных постепенно.
Большинство инвенций приближается по форме к фуге, некоторые двухголосные инвенции построены в виде канонов (№ 2, 8, 9, 13). Тональный план и мотивно-тематпчс-ские соотношения разделов значительной части пьес обнаруживают черты старинной двух- и трехчастной форм, пред-вещагощих сонатную структуру (наиболее характерна в этом отношении двухголосная инвенция № 6 ми мажор, где Бах подчеркивает грани формы знаками повторений).
Каждый из сборников инвенций поражает удивительным разнообразием жанровых и образных оттенков. В одних пьесах господствует бодрое, приподнятое настроение (каноническая двухголосная инвенция № 8 фа мажор или фугированная трехтолоспая тшвенция № 12 ля мажор, вызывающая в памяти страницы баховских Бранденбургских концертов), другие полны ажурной легкости и изящества (двухголосные инвенции № 6 ми мажор и № 10 соль мажор), третьи проникнуты светлой лирикой (трехголосные инвенции № 3 ре мажор и № 14 си бемоль мажор). Иные пьесы имеют печальную элегическую окраску (трехголосная инвенция № 15 ля минор — фуга па краткую неторопливую тому, к которой в дальнейшем присоединяется напевный и задушевный новый мотив), а иногда характер бурного драматизма (трехголосная инвенция № 15 си минор) и глубочайтей скорби, такова замечательная трехголосная ив венция № 9 фв минор, перекликающаяся со многими зами баховских пассионов. Полная трагической отрешенности тема этой фуги сопровождается двумя удержанным^ контрапунктами: ламеятозной нисходящей хроматической фигурой и экспрессивным мотивом, насыщенным декламационными интонациями.
Темвтизм инвенций обнаруживает ясные связи с песенными и танцевальными жанрами. Песенно-ариозными элементами насыщены протяжные мелодии двухголосной инвенции № 0 фа минор и трехголосной инвенции № 7 ми минор; в ритмическом рисунке нежной и грустной трехголосной инвенции № 11 соль минор ощутимы черты сици-лианы, изящной двухголосной инвенция № fi ми мажор — полонеза, подвижной мажорной двухголосной , инвенции № 11 соль мажор — жиги, торжественной и величавой трехголосной инвенции № 5 ми бемоль мажор — сарабанды, грациозной, украшенной орнаментикой двухголосной инвенции № 14 си бемоль мажор — аллеманды, энергичной и задорной трехголосной инвенции № 12 ля мажор — 6vppe.
«Каждая из этих пьес, — пишет Альберт Швейцер,— сама по себе является чудом и не похожа ни на какую другую. Только гений с бесконечно богатым внутренним миром мог решиться создать тридцать пьес, одинаковых по форме и размеру, и при этом придать каждой особый, свойственный только ей, индивидуальный характер».


В Московской консерватории есть мраморная доска, на которой золотыми буквами пишутся имена ее лучших выпускников. Татьяна Николаева удостаивалась этой чести дважды: сперва как пианистка, затем — как композитор. Исключительная музыкальная одаренность, обнаружившаяся еще в раннем детстве (она начала учиться игре на фортепиано с, трех лет), позволила Т. Николаевой параллельно с интенсивнейшей концертной деятельностью создать немало сочинений в самых различных жанрах.
Такое «двуелинство» во многом определило своеобразие Николаевой-пианистки. Сосредоточенная углубленность, масштабность, высокая серьезность ее интерпретаций — результат глубокого проникновения в музыку, в ее стилистические и структурные особенности. Обладая при этом великолепным пианистическим аппаратом, Т. Николаева блестяще исполняет крупные концертные произведения, требующие размаха и особого умения захватить своей игрой слушателей.
В репертуаре пианистки произведения классиков и современных, композиторов. Она играет такие масштабные фортепианные сочинения, как «Симфонические этюды» Шумана. «Картинки с выставки» Мусоргского и т. д. Т. Николаева выступает г. огромными концертными циклами, такими, как. например, почти все клавир-ные сочинения И. С. Баха (6 концертов), куда входят 48 прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира», «Гольдбер-вариа-пий», партиты, сюиты, токкаты. Своеобразным «открытием» Т. Николаевой явилось исполнение на современном фортепиано «Искусства фуги» И. С. Баха. Нельзя не назвать 32 сонаты Бетховена (8 концертов), часто играемые ею. 24 прелюдии и фуги Шостаковича, первой исполнительницей которых была Т. Николаева, а также циклов-монографий, посвященных Шуману, Шопену. Скрябину. Рахманинову, Шостаковичу.
Концертная деятельность Т. Николаевой, начавшаяся еще со школьной скамьи, продолясается уже свыше тридцати лет. За это время с ее искусством познакомились слушатели более 30 стран мира. Пианистка выступала с сольными концертами или в сопровождении крупнейших оркестров и дирижеров почти во всех городах Советского Союза, в Европе и Латинской Америке, Канаде и Австралии, на Ближнем Востоке и в Новой Зеландии.
За заслуги в области советского музыкального искусства профессор Т. Николаева удостоена почетных званий лауреата Государственной премии СССР и заслуженной артистки РСФСР.