1 мес.
О сайте4 | С90 30055 006 1990 |
СТОРОНА 1 «КАЗАЧЬИ НАПЕВЫ», фольклорный ансамбль станицы Анастасиевской Славянского района Краснодарского края. Руководитель А. Демчук ВЫХОДИЛА НАША АРМЕЮШКА. казачья строевая — 4.1$ Запевает Григорий Стецунов ОИ, НА ГОРИ СНИЖОК ТРУСЭ, солдатская —2.06 Запевает Григорий Стецунов. Н. Шевцов, гармонь НА ГОРОДИ ВЕРБА РЯСНА, лирическая протяжная — 2.26 Запевает Т. Гаврилова ОИ, У РУСАЛЫМИ, щедровка (документальная запись) — 4.15 Запевает Т. Гаврилова ИШЛЫ ВОЛЫ ИЗ ДИБРОВЫ, лирическая (документальная запись) — 2.17 Запевают Григорий Стецунов и Леонид Яценко НА ГОРОДИ БУРКУН, плясовая —2.16 Запевает Григории Стецунов ОИ ТЫ, ЛЮЛЬКА ПЕНЬКОВАЯ, плясовая — 1.55 Запевает Григорий Стецунов. Н. Шевцов, гармонь СТОРОНА 2 «МАЛАНКА», студия казачьего фольклора при ВНМЦ им. И. К. Крупской Министерства культуры РСФСР. Руководитель С. Заградская ПОЖУРЫЛЫСЬ ЧОРНОМОРЦИ, историческая протяжная — 6.05 Запевает Е. Лебедев. И. Заградская, подголосок ПО-ЗА ЛУГОМ ЗЭЛЭНЭНЬКИМ. лирическая протяжная—5.36 Запевает Е. Лебедев. И. Заградская, подгопосок ОЙ, УЧОРА ИЗ ВЭЧОРА, обрядовая, на вождение Маланки— 1.55 Запевает С. Заградская. И. Заградская, подголосок РОЖДЕСТВО ТВОЕ, ХРИСТЕ-БОЖЕ НАШ, тропарь— 1.06 Запевает Е. Лебедев. С. Неплох, подголосок ОЙ, ДОБРЫЙ ЖЕ ВЭЧЕР, колядка — 3.36 Запевает С. Заградская. С. Неплох, подголосок Пластинка подготовлена по заказу колхоза им. XXII партсъезда станицы Анастасиевской Краснодарского края совместно с Всероссийским научно-методическим центром народного творчества им. Н. К. Крупской Министерства культуры РСФСР Составитель А. Вевиорская Звукорежиссеры: Л. Литвинова, В. Иванов Редакторы: К. Симонян, Л. Грабченко, С. Ильина Художник А. Дьячков Фото Г. Прохорова, В. Загуменного, В. Шульца Запись 1987 г. |
Августовским жарким днем 1792 года к берегу Таманского полуострова причалили лодки-чайки с чубатыми вольнолюбивыми казаками Черноморского войска (бывшими запорожцами), царской милостью «жалованными» на пользование целинными черноземами и со строгим предписанием блюсти ценой самой жизни южные границы от воинственных соседей. Здесь в Прикубанских степях и была основана станица Анастасиевская на месте бывшего сторожевого казачьего кордона, возведенного по прямому указанию А. В. Суворова, командовавшего в ту пору Кубанским корпусом. Здесь суждено было продолжится нелегкой жизни воинов-пахарей, призванных самой судьбой быть во все времена верными стражами российских рубежей. Казачьи вольницы, как известно, всегда были надежным щитом от иноземных вторжении и в то же время опорой государственности, православия, национального духа. Именно в казачьей среде, где. как говаривали в старину, пригодилось «свинцом засевать, а шашкой жать», сформировалось самобытное военное искусство с понятиями чести, доблести и братства, высокая культура труда и быта, своеобразие человеческих отношений, в которых удивительно сочетаются строгое почитание норм традиционной морали и нравственности с непосредственностью поступков, возвышенностью чувств. «Природа — мой букварь, а сердце — мой учитель» — вот одна из сохранившихся заповедей черноморцев, ставшая своеобразным камертоном их искусства. Традиционная песенная, празднично-обрядовая культура станицы Анастасиевской органично соединила в себе особенности украинских казачьих и южнорусских (в основном Воронежской, Курской губерний) крестьянских традиций, отразившихся в местных условиях полувоенного быта и активного землепашества. Это — культура доблестных воинов-пограничников и тружеников-земледельцев, знающих цену самой жизни, людскому братству, хлебу насущному. Не случайно в их «удалых» песнях — исторических, походных, созданных, как правило, на чужбине, — темы казацкой доли, неизбывной тоски по дому так тесно переплетаются с темами бытовыми, любовными (№ 8). В балладах, лирических, свадебных, календарно-обрядоаых песнях кубанцев мы открываем для себя истинный кладезь житенской мудрости, исповедей людских чувств и переживаний. В казачьей песне сквозь слезы сиротские, вдовьи стенания (ведь казаки «плачут спиваючи») всегда звучат мотивы величания жизни, радости бытия, добродушия и веселья станичных балагуров. Оптимизм, воля к жизни казаков-черноморцев ощущается и в мелодическом стиле их песен с характерными двух- и трехголосьем и упруго пульсирующей ритмикой, которая мобилизует и объединяет поющих .. На нашем диске зтот песенный стиль представлен несколькими основными жанрами песенной культуры, среди которых внимание слушателей привлекут, прежде всего, древние обрядовые мелодии с языческими и христианскими мотивами («Ой, учора из вэчора — № 10, «Рождество твое, Христе-Боже наш» — № 11), с образным поэтическим языком несколько загадочным, волнующим воображение. С протяжной песней «Пожурылысь чорноморци» (№ 8) мы погружаемся в стихию величественных исторических тем-повествований, пришедших с казаками-запорожцами из-за Буга и Днепра. А такие песни, как казачья строевая «Выходила наша армеюшка» (№ 1) и солдатская «Ой, на гори снижок труусэ» (№ 2), знакомят нас с произведениями более позднего периода. Также заняли свое достойное место на нашем диске песни лирические, шуточные, плясовые с наигрышами, без которых не обходится ни одна казачья спевка. Песни распеты двумя родственными коллективами —станичным ансамблем «Казачьи напевы» и преемником этой песенной традиции — московской фольклорной группой «Маланка», избравшей название зимнего святочного обряда в качестве символа своей деятельности. Именно песни и обряды Анастасиевской, записанные более десяти лет в первой экспедиции, а также талантливые исполнители их — У. И. Лысенко, А. И. Прус, М. Г. Лукомская (к сожалению, ушедшие из жизни) и ныне здравствующие М. В. Волошина, супруги Яценко, Шевцовы и многие другие вдохновили москвичей всерьез заняться малоизученной культурой станиц и хуторов российской глубинки. Кроме общих песен, можно проследить еще одну черту родственности этих коллективов. Она — в стихийно сложившихся на сегодняшний день структурах обоих ансамблей. В одном и другом случае это — большая полноценная «казачья» семья с естественным включением в нее семейно-родствеиных звеньев, детей, которых не отделяют здесь от взрослых. Случайно ли такое совпадение? Скорее, закономерное. Ведь в приобщении младшего поколения к истокам нашей отечественной культуры видится нам сегодня одно из главных условии существования каждого фольклорного коллектива, выполняющего свой высокий гражданский долг. СВЕТЛАНА ЗАГРАДСКАЯ |