6 дней
О сайте4 2 | М10 47525-6 1987 |
Гендель Г.Ф.Ария Ромильды ("Ксеркс", 1д.). Перголези Дж.Б.Нина: сицилиана. Моцарт В.А.Ария Дона Оттавио ("Дон Жуан", 2д.). Россини Дж.Канцона Альмавивы ("Севильский цирюльник", 1д.). Доницетти Г.Ария Эрнесто ("Дон Паскуале", 1 д.). Верди Дж. Ария Рудольфа ("Луиза Миллер", 2 д.); Речитатив и ария Герцога ("Риголетто", 2д.). Масканьи П.Сицилиана Туридду ("Сельская честь"). Джордано У.Ария Лориса ("Федора", 2 д.). Флотов Ф.Романс Лионеля ("Марта", 3 д.). Массне Ж.Ария Вертера ("Вертер", 2 д.); Грезы де Грие ("Манон", 3 д.). Чайковский П.Ария Ленского ("Евгений Онегин", 2 д.). Кочубей Е.Скажите ей /Е.Ростопчина/ На итал., рус. (14) яз. |
Джузеппе Ансельми, тенор. (Giuseppe Anselmi) Музыкальное наследие. Исполнительское искусство 01 01.Ария Ромильды ("Ксеркс", 1д.) (Г.Ф.Гендель) 02.Нина, сицилиана (Дж.Б.Перголези) 03.Ария Дона Оттавио ("Дон Жуан", 2д.) (В.А.Моцарт) 04.Канцона Альмавивы ("Севильский цирюльник", 1д.) (Дж.Россини) 05.Ария Эрнесто ("Дон Паскуале", 1 д.) (Г.Доницетти) 06.Ария Рудольфа ("Луиза Миллер", 2 д.) (Дж.Верди) 07.Речитатив и ария Герцога ("Риголетто", 2д.) (Дж.Верди) 07 08.Сицилиана Туридду ("Сельская честь") (П.Масканьи) 09.Ария Лориса ("Федора", 2 д.) (У.Джордано) 10.Романс Лионеля ("Марта", 3 д.) (Ф.Флотов) 11.Ария Вертера ("Вертер", 2 д.) (Ж.Массне) 12.Грёзы де Грие ("Манон", 3 д.) (Ж.Массне) 13.Ария Ленского ("Евгений Онегин", 2 д.) (П.Чайковский) 14.Скажите ей (Е.Кочубей – Е.Ростопчина) Фортепиано На итальянском и русском (14) яз. Записи Societa Italiana di Fonotipia, Милан, 1907 (4-9,11-14), 1910 (1-3,10) Реставратор Т.Павлова Редактор П.Грюнберг Художник Б.Столяров |
Джузете Ансельми, наряду с Фернандо де Лючия, Франческо Маркони, Анджел о Мазини, Алессандро Бончи и Эдуард о Гарбин, относится к плеяде выдающихся итальянских теноров конца XIX— начала XX века. Родился Ансельми в г. Катании на острове Сицилия 16 ноября 1876 года в артистической семье. В детстве у будущего певца проявилась удивительная музыкальная одаренность. С семи лет он обучался игре на скрипке, а в тринадцатилетнем возрасте уже выступал на концертной эстраде как скрипач-вундеркинд. Случайно попав в местную труппу оперетты, юноша пробует свои силы в качестве солиста певца, демонстрируя приятный, нежного тембра голос. В 1894 году на Ансельми обратил внимание один из столпов музыкального мира Италии, знаменитый издатель Джулио Рикорди, который рекомендовал его известному дирижеру и педагогу вокала Луиджи Манчинелли. Занятия с маэстро, продолжавшиеся в течение двух лет, дали неплохие результаты. В 1896 году Ансельми дебютирует в партии Альфреда в опере Дж. Верди «Травиата» на сцене оперного театра г. Петрассо, а затем отправляется в свою первую гастрольную поездку — в Грецию и Египет. В конце 90-х годов Ансельми приводит в восторг генуэзскую публику, а в 1901 году ему рукоплещут посетители одного из самых крупных оперных центров Италии — неаполитанского театра «Сан Карло», где певец выступил в партии Туридду в опере П. Масканьи «Сельская честь». 1904 год явился особенно знаменательным, этапным в творческой судьбе Ансельми. В январе этого года он дебютировал на сцене прославленного миланского оперного театра «Ла Скала» в партии Герцога в «Риголетто». Этот спектакль вошел в историю «Ла Скала», ибо в тот же вечер в партии Риголетто дебютировал молодой Титта Руффо, а в партии Спарафучиле — ставший вскоре оперной знаменитостью польский бас Адам Дидур. Спектакль прошел с огромным успехом, дирижировавший оперой Клеофонте Кампанини предсказал Ансельми блестящее будущее. После успеха в «Ла Скала» многие импресарио крупнейших оперных театров мира предлагают ему контракты. Выступив в Буэнос-Айресе и Лиссабоне, Ансельми в январе 1905 года приехал в Россию, где пел в Одесском оперном театре в операх «Риголетто «Тоска», «Севильский цирюльник». Его партнером в «Севильсксм цирюльнике» был также впервые приехавший в Россию Титта Руффо. В этом же, 1905 году Ансельми гастролировал в Петербурге и Москве и затем в течение десяти сезонов с неизменным успехом выступал на оперной сцене России, став настоящим кумиром русской публики В первое десятилетие XX века к певцу приходит мировое признание. Ему рукоплещут Париж и Брюссель, его с нетерпением ждут в Мадриде и Лиссабоне, он всегда желанный гость в Будапеште, Лондоне, Вене, Буэнос-Айресе и других оперных театрах Европы и Америки. Джузеппе Ансельми с точки зрения традиционной классификации следует отнести к категории лирических теноров. Он был замечательным певцом-виртуозом, в совершенстве владевшим всеми тайнами искусства бельканто. Легкий, очень подвижный, мягкий и нежный по звуку голос, блестящая вокальная техника, богатая гамма динамических оттенков — все это делало Ансельми великолепным исполнителем ведущих теноровых партий в операх Доницетти «Фаворитка», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток», «Лукреция Борджа», «Дон Паскуале», в опере Беллини «Пуритане», а также в операх Верди «Риголетто», «Травиата» и «Луиза Миллер». Следует особо отметить, что с необычайным блеском артист выступал во французской лирической опере, покоряя аудиторию элегантностью и благородством исполнительской манеры. Его искусство во многом способствовало популярности в Италии таких опер, как «Вертер» и «Манон» Массне, «Миньон» Тома, «Лакме» Делиба, «Ромео и Джульетта» Гуно. Вот как вспоминал известный русский оперный певец С. Ю. Левак в своей книге «Записки оперного певца» о том впечатлении, которое произвел на него Ансельми в опере «Ромео и Джульетта»: «Впервые мне довелось услышать Ансельми в Варшаве в партии Ромео. Он весь был овеян каким-то лучезарным сиянием, поражал красотой и такой грацией движений, такой юностью и задорным пылом, что от него нельзя было оторваться... Какая-то звенящая безупречной точностью интонация, нисколько не скандированное, но в то же время как будто «поданное на блюдечке» слово, мужественное исполнение, несмотря на очень глубокий лиризм пения, пылкий и при этом очень благородный темперамент — всё вместе складывалось в такое гармоническое целое, что никакая придирчивость не могла предъявить ни одного упрека». Постоянные выступления в России, творческие общения с русскими музыкантами и передовой художественной интеллигенцией способствовали тому, что певец стал страстным почитателем русской музыки. Он включил в свой репертуар партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), пел партию Соловья в опере М. Иванова «Забава Путя-тична». В 1910 году в одном из интервью Ансельми заявил, что его любимыми композиторами являются Глинка, Чайковский и Даргомыжский. «Я без колебаний могу сказать: в искусстве будущее принадлежит России», — подчеркнул певец. Выступая на концертной эстраде, он с успехом исполнял романсы русских композиторов на языке оригинала. Творчество Ансельми по времени совпало с бурным развитием ве-ристского направления в оперном искусстве. Экспрессивно-мелодический стиль теноровых партий в операх композиторов-веристов, требующий порой от исполнителей форсированного пения, был чужд природе голоса Ансельми. Однако от тяготел к таким теноровым партиям, как Туридду в «Сельской чести» Масканьи, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, де Гриё в «Манон Леско» Пуччини, Лорис в «Федоре» Джордано и другие, предназначенным для более крепких драматических теноров. Более того, стремясь подражать Энрико Карузо, голос которого полностью отвечал требованиям веристской оперы, Ансельми начал прибегать к нижнему дыханию, что не могло не отразиться на красоте тембра и звучности верхних нот. В значительной мере по этой причине Ансельми был вынужден рано покинуть оперную сцену — в возрасте 44 лет. В дальнейшем артист посвятил себя композиторскому творчеству и педагогической деятельности. Он является автором симфонической поэмы «Нерон», сюиты «Времена года», инструментальных сонат и концертов, сюиты для голоса и оркестра на слова Виктора Гюго, множества романсов. Среди его учеников следует отметить известного польского баритона Ежи Гарда и тенора Анатоля Вронского. Умер Ансельми в своем имении близ г. Раппало 27 марта 1929 года. Дискография Ансельми довольно обширна. Певец записывался на пластинки в лучшую пору своей артистической деятельности. С 1907-го по 1910 годы им сделано 103 записи для итальянской граммофонной фирмы «Фонотипия», а в 1913 году — 10 записей для фирмы «Эдисон». Несмотря на техническое несовершенство (все записи выполнены акустическим способом), они позволяют все же судить о красоте тембра голоса, необычайной музыкальности и художественном вкусе, о вокально-исполнительской манере и разносторонности творческих интересов Джузеппе Ансельми. О. Шишов |