Каталог советских пластинок
Виртуальная клавиатура
Форматирование текста
Наверх
English
Авторизация
Джузете Ансельми, наряду с Фернандо де Лючия, Франческо Маркони, Анджел о Мазини, Алессандро Бончи и Эдуард о Гарбин, относится к плеяде выдающихся итальянских теноров конца XIX— начала XX века.
Родился Ансельми в г. Катании на острове Сицилия 16 ноября 1876 года в артистической семье. В детстве у будущего певца проявилась удивительная музыкальная одаренность. С семи лет он обучался игре на скрипке, а в тринадцатилетнем возрасте уже выступал на концертной эстраде как скрипач-вундеркинд. Случайно попав в местную труппу оперетты, юноша пробует свои силы в качестве солиста певца, демонстрируя приятный, нежного тембра голос.
В 1894 году на Ансельми обратил внимание один из столпов музыкального мира Италии, знаменитый издатель Джулио Рикорди, который рекомендовал его известному дирижеру и педагогу вокала Луиджи Манчинелли. Занятия с маэстро, продолжавшиеся в течение двух лет, дали неплохие результаты. В 1896 году Ансельми дебютирует в партии Альфреда в опере Дж. Верди «Травиата» на сцене оперного театра г. Петрассо, а затем отправляется в свою первую гастрольную поездку — в Грецию и Египет.
В конце 90-х годов Ансельми приводит в восторг генуэзскую публику, а в 1901 году ему рукоплещут посетители одного из самых крупных оперных центров Италии — неаполитанского театра «Сан Карло», где певец выступил в партии Туридду в опере П. Масканьи «Сельская честь».
1904 год явился особенно знаменательным, этапным в творческой судьбе Ансельми. В январе этого года он дебютировал на сцене прославленного миланского оперного театра «Ла Скала» в партии Герцога в «Риголетто». Этот спектакль вошел в историю «Ла Скала», ибо в тот же вечер в партии Риголетто дебютировал молодой Титта Руффо, а в партии Спарафучиле — ставший вскоре оперной знаменитостью польский бас Адам Дидур. Спектакль прошел с огромным успехом, дирижировавший оперой Клеофонте Кампанини предсказал Ансельми блестящее будущее. После успеха в «Ла Скала» многие импресарио крупнейших оперных театров мира предлагают ему контракты. Выступив в Буэнос-Айресе и Лиссабоне, Ансельми в январе 1905 года приехал в Россию, где пел в Одесском оперном театре в операх «Риголетто «Тоска», «Севильский цирюльник». Его партнером в «Севильсксм цирюльнике» был также впервые приехавший в Россию Титта Руффо.
В этом же, 1905 году Ансельми гастролировал в Петербурге и Москве и затем в течение десяти сезонов с неизменным успехом выступал на оперной сцене России, став настоящим кумиром русской публики
В первое десятилетие XX века к певцу приходит мировое признание. Ему рукоплещут Париж и Брюссель, его с нетерпением ждут в Мадриде и Лиссабоне, он всегда желанный гость в Будапеште, Лондоне, Вене, Буэнос-Айресе и других оперных театрах Европы и Америки.
Джузеппе Ансельми с точки зрения традиционной классификации следует отнести к категории лирических теноров. Он был замечательным певцом-виртуозом, в совершенстве владевшим всеми тайнами искусства бельканто. Легкий, очень подвижный, мягкий и нежный по звуку голос, блестящая вокальная техника, богатая гамма динамических оттенков — все это делало Ансельми великолепным исполнителем ведущих теноровых партий в операх Доницетти «Фаворитка», «Лючия ди Ламмермур», «Любовный напиток», «Лукреция Борджа», «Дон Паскуале», в опере Беллини «Пуритане», а также в операх Верди «Риголетто», «Травиата» и «Луиза Миллер». Следует особо отметить, что с необычайным блеском артист выступал во французской лирической опере, покоряя аудиторию элегантностью и благородством исполнительской манеры. Его искусство во многом способствовало популярности в Италии таких опер, как «Вертер» и «Манон» Массне, «Миньон» Тома, «Лакме» Делиба, «Ромео и Джульетта» Гуно.
Вот как вспоминал известный русский оперный певец С. Ю. Левак в своей книге «Записки оперного певца» о том впечатлении, которое произвел на него Ансельми в опере «Ромео и Джульетта»: «Впервые мне довелось услышать Ансельми в Варшаве в партии Ромео. Он весь был овеян каким-то лучезарным сиянием, поражал красотой и такой грацией движений, такой юностью и задорным пылом, что от него нельзя было оторваться... Какая-то звенящая безупречной точностью интонация, нисколько не скандированное, но в то же время как будто «поданное на блюдечке» слово, мужественное исполнение, несмотря на очень глубокий лиризм пения, пылкий и при этом очень благородный темперамент — всё вместе складывалось в такое гармоническое целое, что никакая придирчивость не могла предъявить ни одного упрека».
Постоянные выступления в России, творческие общения с русскими музыкантами и передовой художественной интеллигенцией способствовали тому, что певец стал страстным почитателем русской музыки. Он включил в свой репертуар партию Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), пел партию Соловья в опере М. Иванова «Забава Путя-тична». В 1910 году в одном из интервью Ансельми заявил, что его любимыми композиторами являются Глинка, Чайковский и Даргомыжский. «Я без колебаний могу сказать: в искусстве будущее принадлежит России», — подчеркнул певец. Выступая на концертной эстраде, он с успехом исполнял романсы русских композиторов на языке оригинала.
Творчество Ансельми по времени совпало с бурным развитием ве-ристского направления в оперном искусстве. Экспрессивно-мелодический стиль теноровых партий в операх композиторов-веристов, требующий порой от исполнителей форсированного пения, был чужд природе голоса Ансельми. Однако от тяготел к таким теноровым партиям, как Туридду в «Сельской чести» Масканьи, Канио в «Паяцах» Леонкавалло, де Гриё в «Манон Леско» Пуччини, Лорис в «Федоре» Джордано и другие, предназначенным для более крепких драматических теноров. Более того, стремясь подражать Энрико Карузо, голос которого полностью отвечал требованиям веристской оперы, Ансельми начал прибегать к нижнему дыханию, что не могло не отразиться на красоте тембра и звучности верхних нот. В значительной мере по этой причине Ансельми был вынужден рано покинуть оперную сцену — в возрасте 44 лет. В дальнейшем артист посвятил себя композиторскому творчеству и педагогической деятельности. Он является автором симфонической поэмы «Нерон», сюиты «Времена года», инструментальных сонат и концертов, сюиты для голоса и оркестра на слова Виктора Гюго, множества романсов. Среди его учеников следует отметить известного польского баритона Ежи Гарда и тенора Анатоля Вронского. Умер Ансельми в своем имении близ г. Раппало 27 марта 1929 года.
Дискография Ансельми довольно обширна. Певец записывался на пластинки в лучшую пору своей артистической деятельности. С 1907-го по 1910 годы им сделано 103 записи для итальянской граммофонной фирмы «Фонотипия», а в 1913 году — 10 записей для фирмы «Эдисон». Несмотря на техническое несовершенство (все записи выполнены акустическим способом), они позволяют все же судить о красоте тембра голоса, необычайной музыкальности и художественном вкусе, о вокально-исполнительской манере и разносторонности творческих интересов Джузеппе Ансельми.
О. Шишов